02.08.2018 10:22

Очередь к химиотерапевту: «Жить захочешь – и четыре часа простоишь»

PressFoto©.

Редакция «ПС» получила тревожное письмо от пациентки Архангельского онкологического диспансера. На него ответила главный врач этого учреждения Александра Панкратьева.  

Дорогая редакция! Вот и пришло моё время тебе написать.

Зацепила недавняя фраза в «ПС», где рассматривалась необходимость повышения пенсионного возраста: «Ну неправильно – стоять в очереди в поликлинике по три часа, чтобы записаться, а потом неделями ждать приёма специалиста. Или идти в платное отделение».

У меня на днях был личный рекорд – я сидела в очереди к химиотерапевту, чтобы получить рецепт на лекарство, не три, а четыре с лишним часа. И это, замечу, сегодня единственное в онкодиспансере место, куда нельзя записаться платно.

Несколько лет подряд раз в два месяца я отпрашиваюсь с работы (благо, мой рак пока позволяет трудиться) и еду в онкодиспансер, где можно получить рецепт на льготное лекарство, которым по закону бесплатно должны обеспечивать лиц с тяжёлыми заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения, к которым относят, в частности, онкологию.

Особенность приёма противоопухолевого средства в том, что его надо принимать постоянно, без перерывов. К тому же лекарство существенно бьёт по кошельку, если выкупать его самостоятельно. Поэтому «проспать» такие визиты – себе дороже.

Система получения льготных лекарств в нашем диспансере обставлена множеством тонкостей, незнание которых значительно усложняет этот процесс для льготников, особенно новеньких.

Итак, перед поездкой в онкодиспансер я за неделю-две (смотря сколько желающих) записываюсь на приём к химиотерапевту по телефону. Сотрудник регистратуры предлагает мне посетить кабинет № 2 с 9.00 до 11.00 (так по расписанию) – в период выдачи рецептов.

Но я посвящённая, поэтому приезжаю не позднее 8.30, потому что хочу быть в первых рядах, а не в хвосте очереди. Теперь можно расслабиться примерно до 10.00–10.30. Именно в это время, как показывает мой опыт, придёт из стационара или откуда‑то ещё врач и начнёт приём. До 11.00 он, конечно, всех льготников принять не успеет. Почему теоретически время приёма начинается в 9.00, мне не смогли объяснить даже старожилы очереди.

Сидим-ждём. Приходят пациенты из тех, кто не за рецептами на лекарства, а, допустим, за консультацией, и спрашивают, кто крайний в кабинет № 21. Он за углом. Там тоже сидят люди, чаще – с сумками, сразу из районов. Они ещё непосвящённые. И они зря сидят: очередь‑то общая! Просто после 11.00 врач переходит из кабинета № 2 в кабинет № 21. Поэтому приходится перезанимать очередь и становиться в её конец.

А ещё приходят так называемые «повторные». Они говорят: «Кто за рецептом?», занимают очередь и тем самым путают её, потому что у «повторных» другая очередь: им надо дождаться сестру, вручить ей документы, а сестра, когда придёт врач и подпишет рецепт, вынесет его человеку в коридор. Это называется «пройти комиссию». То есть сегодня я сижу в очереди, чтобы врач на меня посмотрел и (возможно!) что‑то спросил, а назавтра я снова должна отпроситься с работы и постоять в коридоре уже за рецептом.

Так вот, сидим в очереди, обсуждаем то да сё. Понятно, что здоровых людей тут априори нет. Одна женщина недоумевает: «Почему не выписать сразу не одну-две, а три-четыре упаковки препарата? Ведь тогда бы пришлось приходить реже и очередь была бы меньше». Другая резонно парирует: «Так они деньги государственные берегут: думают, мы умрём – и лекарство не используем».

Я, между прочим, тоже иногда участвую в экономии государственных денег. В мае, например, записалась через регистратуру на приём к химиотерапевту, потом пару часов в очереди отсидела и, когда зашла в кабинет, услышала, что моего препарата по льготной программе нет, мол, приходите месяца через полтора. Пришлось изыскивать средства и искать препарат по аптекам. Жить‑то хочется!..

Ну ладно, долго ли коротко ли, но вот он доктор, бежит. Очередь оживляется, мечется. «Повторные» пациенты слушают доносящиеся из кабинета звуки клацанья печатью по их рецептам и, радостно покидая очередь, вносят в неё неимоверный хаос. Сколько человек передо мной? Но знаю, что количество тоже не показатель. В этот раз передо мной было человек восемь, а на работу я вернулась во втором часу!..

В общем‑то, я благодарный пациент. Я всё понимаю и принимаю, как пять лет назад приняла свою болезнь. Вижу эту колоссальную нагрузку на врачей, которым физически некогда глаз от экрана компьютера оторвать. И отсутствие льготных лекарств, и неразбериха со временем приёма – это уж точно не их вина.

Но вот простите, накопилось. И спасибо, конечно, что жива.

По понятным причинам не подписываюсь. Буду рада, если получу ответ – понимают ли эту проблему в диспансере и как её намерены решать. (Данные автора письма есть в редакции.)

ответ

«Будем искать оптимальный вариант работы с очередью»

Александра Панкратьева, главный врач Архангельского онкологического диспансера:

– Проблема с очередями существует. И хотя врач химиотерапевтического приёма всегда работает до «последнего пациента», напряжённая ситуация зачастую создаётся желанием пациентов «быть первыми», и многие приходят до начала приёма, а не по времени в талоне. В первую очередь, это касается пациентов из районов, пытающихся пройти лекарственную комиссию вне очереди, чтобы успеть на поезд в тот же день.

Будем искать оптимальный вариант работы с очередью.

Что касается возможности выписки рецептов на длительный срок. Есть законодательно утверждённый порядок выписки бесплатных рецептов на дорогостоящие лекарственные препараты, по которому пациент должен получать их раз в месяц. Установленный срок – не блажь законодателя или медучреждения: оформление рецепта – не формальная процедура. Врач на приёме обязан оценить состояние пациента, его анализы, возможную токсичность химиотерапии и принять решение о необходимости дообследования и изменении схемы лечения. Более редкие визиты пациента могут спровоцировать неконтролируемое течение основного заболевания и осложнений химиотерапии, что создаст угрозу для жизни.

По инициативе онкодиспансера, учитывая большую протяжённость области и отдалённость проживания части пациентов, на местном уровне было принято решение о возможности выписки рецептов на два месяца. Также мы разработали схему дистанционной выписки отдельных групп малотоксичных лекарственных препаратов, что в большинстве случаев используется пациентами из районов области.

Сейчас при укомплектовании кадрами диспансерного отделения планируется открытие отдельного приёма для выписки рецептов на льготные лекарственные препараты.

Также замечу: врачи онкодиспансера выносят экспертное заключение о необходимости получения конкретным больным индивидуально подобранного препарата. Обеспечение лекарственными препаратами пациентов по рецептам не входит в компетенцию нашего учреждения.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.