26.04.2019 11:01

«Я просто взвалила его на плечо, как штангу…»

Lori (c)

Появится ли в поезде Архангельск – Котлас специализированный вагон для особых пассажиров?

Елена с сыном живут в Вельске. Артёму шестнадцать, у него ДЦП.

– Самостоятельно Артём ходить не может вообще, – поясняет Елена Петрова (фамилия изменена. – Прим. авт.) – Если куда‑то ехать надо, то я сына на руки подхватываю и в кресло-коляску усаживаю. Но на одной коляске ведь далеко не уедешь. Из Вельска в Архангельск, – грустно шутит, – своим ходом точно не добраться.

Рассказывает, как в конце этой зимы на поезде отправилась с Артёмом в областной центр – подошло время менять туторы на лучезапястных суставах. Это такие специальные индивидуальные приспособления, которые надеваются Артёму на руки. Но для их изготовления необходимо предварительно снять мерки. Приглашение на примерку Петровым прислало протезно-ортопедическое предприятие, а проездные талоны – региональное отделение Фонда социального страхования. Но поскольку бесплатные талоны от ФСС действуют только две недели, ехать надо было срочно.

– К счастью, я успела записать Артёма ещё и на консультацию в областную больницу, так что мы решили – одновременно в Архангельске сделаем несколько дел, – поясняет Елена.

По её словам, она сразу решила, что приобретёт железнодорожные билеты в специализированный вагон.

– Мы несколько раз ездили с Артёмом в таких вагонах на лечение в Москву и Санкт-Петербург. Очень удобно. В поезде подъёмники специальные, купе широкое – на двоих пассажиров. Есть где развернуться и коляску поставить. Туалет в вагоне тоже оборудован для инвалидов. Но в билетной кассе мне сказали, что вагон со спецкупе в поезде «Котлас – Архангельск» не предусмотрен. Что надо было мне раньше побеспокоиться о поездке, а теперь, мол, состав уже сформирован. Вот только как я могла всё предвидеть и предугадать заранее, если проездные талоны прислали за две недели! – удивляется Елена.

Между тем откладывать поездку было нельзя, и Петровы решили ехать в обычном купе.

– Мы в Архангельск раньше поездом тоже ездили, но Артём тогда маленький был. Я на руках его носила, – поясняет Елена. – А сейчас он вырос, да и коляска у нас огромная. В общем, кое‑как мы с Артёмом в купе протиснулись. Я просто взвалила его к себе на плечо, как штангу…

Говорит, что успокаивало только то, что на вокзале в Архангельске их должны были встретить сотрудники центра содействия маломобильным гражданам. Услугу эту, кстати бесплатную, Елена заказывала перед поездкой.

– Встречать нас пришли два сотрудника: мужчина и женщина. Сработали они быстро. Мужчина помог мне вынести Артёма из вагона.

– А в Вельске почему вам не помогли? – интересуемся у Елены. – Ведь услуги центра действуют по всей области.

– Поезд в Вельске стоит совсем недолго… Я раньше пробовала заказывать услугу, мы тогда с лечения домой возвращались. Встречать пришла одна женщина со стулом. Как она потащит моего ребёнка, если нужен грузчик? Конечно, я лучше сама. Так что, – признаётся Елена, – больше и не обращалась. В Архангельске на вокзале намного удобнее. Нас и в обратную дорогу проводили, в вагон подняться помогли. Но посадка-высадка – это всё равно не самое главное. Проблема в другом – в обычном купе с особым ребёнком очень тесно. Я про взрослого инвалида и вовсе молчу. Не развернуться с коляской, памперс не поменять… Соседи по купе тоже разные бывают. Кто‑то с пониманием относится, а кто‑то – нет.

Вернувшись домой, Елена решила написать заявление в Северный филиал федеральной пассажирской компании с просьбой решить ситуацию с выделением специальных вагонов для особых пассажиров.

– Я ведь не одна такая. Многие инвалиды пользуются поездом «Котлас – Архангельск», – говорит Елена.

Обращение мамы Артёма в АО «ФПК» рассмотрели и выразили благодарность за то, что семья Петровых пользуется услугами федеральной пассажирской компании. Пояснили, что в поезде № 371 вагон, оборудованный купе для перевозки маломобильных пассажиров, действительно, не предусмотрен, но может быть включён в состав по предварительной заявке пассажира, поданной через билетную кассу или через Центр содействия мобильности ОАО «РЖД».

Заявку рекомендовали подавать более чем за 60–90 суток до отправления поезда, так как, если заявка будет подана после начала продажи билетов, то технические возможности включения вагона в состав будут существенно ограничены.

– Подавать заявку за 90 дней на включение спецвагона в состав – сроки невыполнимые! – Елена не может сдержать эмоции. – За три месяца можно отдых спрогнозировать, но не поездку к врачу.

И хотя в федеральной пассажирской компании выразили надежду, что Елена «с пониманием отнесётся к изложенной информации» и в дальнейшем её «отношение к железнодорожному транспорту останется положительным», мама особого ребёнка решила обратиться в региональное министерство транспорта.

В конце марта Петровы получили ответ из министерства, из которого узнали, что по дорогам России курсируют 683 вагона со специальными купе, в том числе 27 двухэтажных, где предусмотрено всё для путешествия людей, имеющих проблемы со здоровьем. Но поезд «Архангельск – Котлас» в этот перечень не входит.

Между тем, принимая во внимание, что данный поезд используется жителями области для поездок в Архангельск, в том числе в медицинские учреждения, в министерстве пообещали направить в адрес АО «ФПК» ходатайство о включении в состав поезда № 371 специальных вагонов для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья на постоянной основе и о принятом решении сообщить Елене Петровой лично.

Евгений Нельзиков, председатель региональной организации Всероссийского общества инвалидов:

– Проблема, которую поднимает читательница, действительно существует. Специализированные вагоны, оборудованные для особых пассажиров, курсируют у нас на маршрутах «Архангельск – Москва» и «Архангельск – Санкт-Петербург». И, насколько мне известно, пользуются большой популярностью.

В ситуации с поездом «Архангельск – Котлас» такой вагон может появиться в составе поезда лишь в том случае, если о своей поездке пассажир предупредит заранее.

В качестве альтернативы действует система бесплатной ситуационной помощи – особый пассажир сообщает о своей поездке в центр содействия мобильности ОАО «РЖД» и на станции ему должны оказать помощь: при посадке, высадке, при перемещении ручной клади. Могут предоставить специализированное оборудование, например, кресло-коляску.

Центр работает в круглосуточном режиме без выходных. Контакты: 8‑800‑775‑00‑00 (добавочный 1 в тоновом режиме). Сроки подачи заявки – не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки. Заявки принимаются и за более короткий срок, но пассажир тогда предупреждается, что полный перечень услуг ему не может быть гарантирован.

Есть и другой момент – мы столкнулись с тем, что осуществление ситуационной помощи возлагается в основном на персонал станций, а на некоторых станциях, особенно маленьких, часто просто никого нет. И если в Архангельске, Няндоме персонал помогает всегда, то на мелких станциях пассажирам приходится действовать своими силами или просить о помощи проводников. Конечно, если бы специальные вагоны курсировали в поездах на постоянной основе, то это значительно улучшило бы качество жизни всех особых пассажиров.

Специально для детей и инвалидов
Татьяна СМИРНОВА. Фото: fsin.su

На Всероссийском совещании руководителей медико-санитарных частей уголовно-исполнительной системы, посвящённом 190‑летию тюремной медицины в РФ, прошла презентация спецтранспорта для перевозки матерей с малолетними детьми и этапирования осуждённых инвалидов

Об этом сообщает официальный сайт ведомства. Ирина Ларионова, первый заместитель начальника медицинского управления ФСИН России, так пояснила ТАСС необходимость спецтранспорта для перевозки детей:

– На этих машинах детей вывозят для оказания медицинской помощи в учреждения гражданского здравоохранения, также используют для выезда на разные досуговые мероприятия, например, в парки, в цирк. Машина снабжена аптечкой, а ребёнка сопровождает медицинский работник или воспитатель. На таком же автомобиле в больницу могут вывозить и беременных женщин – у ФСИН уже заключены соглашения с перинатальными центрами.

Автомобили для перевозки инвалидов оборудованы гидравлическими подъёмниками кресел и специальными камерами. Салон автомобиля разделён на три отсека: передний, где расположена кабина водителя, средний – для конвоя с двумя камерами для обычных заключённых – и задний, оборудованный подъёмником для инвалидной коляски.

В учреждениях ФСИН содержатся почти 19 тысяч человек с ограниченными возможностями, из них 421 – инвалиды первой группы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ