30.09.2020 16:53

Ольга Виткова: «Нам надо приучить детей к здоровому питанию»

фото Артема Келарева

Председатель комитета по культурной политике, образованию и науке областного Собрания депутатов Ольга Виткова о горячем питании в школах, выплатах за классное руководство и дистанционном образовании в эпоху коронавируса

– Ольга Константиновна, с 1 сентября ученики младших классов получают горячее питание в школах. С какими проблемами столкнулся регион, чтобы организовать этот процесс?

– Ключевое слово в послании Президента РФ, которое касалось организации питания для учеников первых – четвёртых классов, – это стопроцентный охват. То есть регион мог получить федеральное финансирование при условии, если горячий обед получат все дети. Но мы столкнулись с тем, что не все школы в области имеют пищеблоки, и более того – возможность организовать горячее питание есть не во всех учреждениях, особенно – в малокомплектных школах в труднодоступных районах. Поэтому когда в мае появился порядок распределения федерального финансирования, получилось, что регион может кормить 53 тысячи школьников, а 100 ребят – не может. Только за счёт средств областного бюджета полностью организовать этот процесс мы бы не смогли. Поэтому на июньской сессии мы приняли обращение к министру просвещения РФ с просьбой внести изменения в порядок распределения федеральной субсидии.

Тем более что с такой проблемой столкнулась не только Архангельская область. Всё лето школы готовились к организации питания детей. В июле, по данным регионального управления Роспотребнадзора, в 35 муниципальных школах были замечания по готовности пищеблоков и столовых. На их устранение из областного бюджета было выделено более 8,2 миллиона рублей, часть из них пошла на закупку технологического и холодильного оборудования для 18 малокомплектных школ, часть – на устранение замечаний. В середине августа регион получил средства из федерального бюджета на организацию питания начальной школы. И с 1 сентября всех ребят начали кормить горячими обедами.

– Но всё же остались школы, где сегодня питание организовать невозможно?

– Да, речь идёт о 18 малокомплектных школах, в начальных классах которых обучаются 80 ребят. Сейчас для таких школ прорабатывают разные варианты: приобретаются холодильники, оборудование для подогрева пищи, рассматривается вопрос использования в дальнейшем готовых блюд шоковой заморозки. В качестве временной меры сейчас мы приобретаем набор продуктов на неделю и выдаём его родителям для организации домашнего питания, потому как зачастую перемены в таких школах большие – часовые, и дети успевают сходить покушать домой.

– С начала питания стала появляться информация от родителей, что в каких‑то школах порции больше, в каких‑то – меньше. С чем, на ваш взгляд, это связано?

– В школах у нас сегодня две системы организации питания. Где‑то оно организовано силами школьных столовых, где‑то – с помощью привлечённой организации. За счёт средств федерального бюджета компенсируется набор продуктов питания на одного ребёнка – это 73 рубля 51 копейка. А затраты на приготовление пищи, содержание оборудования, заработную плату поваров, оплату электричества и т. д. несёт либо предприниматель, либо школа. И если затраты школ, которые содержат столовые, уже учтены в бюджете, и их несёт муниципалитет, то по затратам, когда питание обеспечивает привлечённая компания или предприниматель, вопрос открытый. Он будет прорабатываться в рабочем порядке. В сельских школах, например, где сами затраты на столовые меньше, есть возможность даже увеличить объём питания. Например, там дают второе, салат, яблоко и йогурт.

– Не каждый ребёнок съест такой объём…

– Да, и здесь тоже есть нюанс, связанный с ситуацией, в которой мы с вами сейчас находимся – коронавирус. Например, если ребенок берёт яблоко и йогурт с собой из столовой, то в школе потом он может съесть только яблоко. Йогурт уже необходимо нести домой. Зачастую детям это соблюдать трудно.

– Жалобы на качество питания уже были?

– Не на само качество – здесь строго следит Роспотребнадзор, на качественный состав продуктов. Речь идёт о культуре качественного питания. Есть обращения от родителей, которые говорят, что мой ребёнок без майонеза и кетчупа ничего есть не будет. Мы объясняем: лимонад, чипсы и майонез – это, пожалуйста, дома. Школа должна обеспечить здоровое питание, поэтому в меню предусмотрены овощи и фрукты. Мы часто общаемся с коллегами, многие отмечают, что большинство современных детей не приучено есть овощи, например, салат с морковкой, свёклой или капустой. Они зачастую оставляют это на тарелках. Но в любом случае мы будем мониторить эту ситуацию и работать со всеми обращениями от родителей.

– В этом году ещё одно новшество – выплаты за классное руководство…

– Да, на выплаты за классное руководство регион получил 303 миллиона рублей из федерального бюджета. Хочу подчеркнуть, что эти средства выделены не на весь учебный год, а на остаток текущего финансового года. Выплату получат более 6,5 тысячи педагогов. Выплата осуществляется с учётом районного коэффициента и северной надбавки. Выплата является доходом, поэтому облагается налогом – первое время были такие вопросы. Но в среднюю заработную плату, что самое актуальное, она не входит. То есть это отдельные средства, которые будут зачисляться классному руководителю не в составе заработной платы, а отдельной суммой, поэтому он будет ежемесячно видеть её и в расчётном листке, и при переводе денежных средств на карту.

– В школах уже действовали системы стимулирования за классное руководство. Эти выплаты их отменяют?

– Нет, это не раз подчёркивал Президент РФ Владимир Путин, когда предлагал ввести подобные выплаты. Действующие стимулирующие выплаты за классное руководство закреплены в положении об оплате труда каждой образовательной организации. Где‑то это фиксированная сумма, где‑то это процентная доплата. И мы с коллегами, и региональное министерство образования акцентируем внимание на том, что все действующие выплаты должны быть сохранены.

– Если педагог выполняет функции классного руководителя в нескольких классах, он сможет получить выплату за каждый класс?

– По условиям федеральная выплата может быть удвоена, если педагог осуществляет классное руководство в двух и более классах. Понятно, что эта ситуация больше характерна для сельской местности, для малокомплектных школ. При этом есть федеральные нормативы, в которых подразумевается, что малокомплектные классы – от восьми человек. Проблема региона в том, что у нас есть классы, в которые учатся один – два ребёнка. И поэтому, безусловно, педагоги в больших школах, где в классах по 25–30 детей, вопросы задают. Но пока норма такая: один класс – одна выплата. Просто когда готовили проект по выплате, в регионах запросили информацию не по количеству классов, а по количеству классных руководителей. Если учитель вёл, например, три класса, то его посчитали как одного классного руководителя. Надо время, чтобы этот процесс устоялся. Все средства на осуществление выплат в муниципальные образования направлены, разъяснения даны. Поэтому нам остаётся отслеживать ситуацию и совместно с министерством решать возникающие вопросы.

– Планируется ли переводить школы на дистанционное обучение, ведь в регионе последние две неделе фиксируется рост заболевших коронавирусом?

– В данный момент мы не видим непрогнозируемого роста заболевания среди школьников. Поэтому мы согласны с позицией регионального оперативного штаба: если заболел ребёнок в классе, то на дистанционное образование выводится класс, а не закрывается школа. Школы у нас очень разные. Мы по весне рассматривали возможность не переводить на дистанционку школы в отдалённых труднодоступных территориях, сельские школы, где была нулевая ситуация по заболеваемости. Тем не менее, Роспотребнадзор тогда достаточно жёстко настаивал на дистанционке.

Выстроить систему дистанционного обучения за год невозможно, этот опыт надо нарабатывать. Какие‑то педагогические коллективы перестроились быстро, другим потребовалось больше времени. Другой вопрос – готовность детей к дистанционному процессу. Не все вошли в ритм, не все готовы в нём работать активно. Поэтому дистанционка – это крайняя, вынужденная мера. Ведь у нас был опыт работы, когда из‑за сильных морозов дети учились дома. Безусловно, как форма обучения она больше подходит для старших классов, где дети готовы к лекционному восприятию материала, к самостоятельной работе и с учебниками, и с дополнительной литературой. В начальных классах выстроить этот процесс труднее. Все наработки дистанционного обучения не пропадут, будут развиваться. Но как дополнительная форма образования, а не основная.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА