4 апреля исполняется 130 лет со дня рождения основателя и первого художественного руководителя Государственного академического Северного русского народного хора, народной артистки РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Антонины Яковлевны Колотиловой
Антонина Яковлевна КолотиловаАнтонина Яковлевна Колотилова с детства любила северные песни и обряды. Она родилась 4 апреля 1890 года в деревне Жилино Вологодской области. После окончания гимназии работала народной учительницей в Великом Устюге, там же брала уроки вокала и нотной грамоты. Позже выезжала в Москву и Ленинград для продолжения музыкального образования у преподавателей консерватории.
Когда в 20‑е годы в Великом Устюге открылась Северная радиостанция, туда сразу пригласили Антонину Яковлевну Колотилову. Под фортепиано, а также под собственный аккомпанемент на цитре она исполняла оперные арии и классические романсы. Постепенно вокруг неё образовался круг песенниц из работниц фабрик и мастерских Великого Устюга. Они собирались по вечерам и пели одну песню за другой. 8 марта 1926 года хор народных певиц, собранных Колотиловой, дал свой первый публичный концерт. Так было положено начало Северному хору.
В 1931 году радиостанцию из Великого Устюга перевели в Архангельск. Антонина Яковлевна также переехала в город на Двине, а вместе с ней 12 песенниц её хора.
Здесь Антонина Колотилова продолжила начатое дело, находя самобытных певиц в архангельской глубинке и уговаривая их переехать в областной центр. Так сложилась очень яркая пинежская группа с талантливыми певицами из деревень Веегоры, Шосты, Чаколы. К ним присоединяются группы песенниц из Лешуконья, Шенкурска и других районов Архангельской области.
Тридцать пять лет руководила Северным русским народным хором Антонина Яковлевна Колотилова. Коллектив в её неутомимых поисках обрёл своё неповторимое лицо, стал одним из самых высокопрофессиональных народных коллективов России, одним из брендов Архангельской области. Колотиловой были присуждены высокие награды: Государственная премия и звание народной артистки РСФСР.
Артисты, с которыми работала Антонина Яковлевна, вспоминают её как очень яркую, неординарную личность. К 130‑летию А. Я. Колотиловой мы публикуем воспоминания ветеранов Северного хора о ней.
«Девушка, а ну‑ка громче!»
Колотилова А.Я. и Прокопьева А.А.Антонина Александровна Прокопьева, ветеран Северного русского народного хора:
– В 1954 году я жила на левом берегу у дядюшки и услышала объявление, что набирают в хор молодых певиц, и пошла на прослушивание. Антонина Яковлевна вместе с хормейстером прослушивали меня в кабинете. Я запела. Она говорит: «Девушка. А ну‑ка громче. А ну‑ка ещё громче!»
Позже мне пришло письмо, что я принята в хор. Антонина Яковлевна говорит «Девушка, где ты будешь жить?» «Антонина Яковлевна, я не знаю, где я буду жить». «Сегодня ночь ночуешь у меня. А завтра… у меня тут есть знакомая, поспрошаю…» Не зря ведь её называли матушкой. Она и была матушка, потому что она могла тебя наставить на ум и в то же время помочь.
Колотилова как руководитель была строгая, но очень добрая. Она видела человека насквозь, кто чем дышит. Когда пришла пора замуж выходить, я говорю: «Антонина Яковлевна, я, наверное, буду рассчитываться». Она: «Прежде чем пойдёшь замуж, покажи мне своего парничка». Я пришла со своим парничком к ней. Она уже после меня вызвала в кабинет и говорит «Девушка, хороший выбор». Поженились. Он ждал меня, пока я ездила по командировкам. Мы с ним долго и хорошо жили.
Пели мы в первую очередь народные протяжные песни. Отбор в хор был строгий, и выбор был большой. Ещё был испытательный срок, прежде чем в хор попадёшь, ты месяц-два посидишь, послушаешь. А соседке твоей Антонина Яковлевна скажет «Пой ей на ухо. Раньше музыкальной грамоты‑то не знали мы. Так и говорили: петь с уха».
«Антонина Яковлевна была нашим воспитателем»
Ираида Михайловна Каликина, ветеран Северного русского народного хора, Ираида Михайловна Каликиназаслуженная артистка РСФСР:
– Антонина Яковлевна Колотилова – это человек, о котором можно говорить очень много, это особенный человек. Она действительно была матушкой для нас. Я пришла в хор в 1956 году, когда коллектив возвращался с гастролей из Куйбышева. Приехала в Архангельск вместе с артистами Северного хора. Антонина Яковлевна, чтобы познакомиться со мной, пригласила меня к себе домой. Она раньше жила на проспекте Ломоносова в деревянном доме. У неё там были две комнаты, и в одной из них – целый музей. Чего там только не было! Антонина Яковлевна очень долго рассказывала, показывала, много говорила о Севере. Я же не северянка, родилась в Сталинграде. Когда она закончила свой рассказ, то пригласила к столу, угостила чаем со своей вкусной выпечкой.
Антонина Яковлевна была не только художественным руководителем. Она была воспитателем для нас. У хоровой группы был специальный её час, он назывался «О том – о сём». Во время этого часа Колотилова и рассказывала о хоре, о себе. Она обещала научить девушек хорошо готовить и говорила: «Я вас научу, как готовить трёпаное мясо», я так понимаю, отбивную, наверное.
В далёкие гастрольные поездки с нами Антонина Яковлевна не ездила, а вот по Северной Двине каждое лето – обязательно. Месяц длилась наша поездка на пароходе по реке. Мы останавливались почти в каждой деревне и давали концерты. Так как в сельской местности были маленькие сцены, то группе приходилось делиться пополам. Мы работали в каждом населённом пункте по два концерта в день, потому что много было желающих посмотреть, все не вмещались. Такие концерты продолжались каждый день в течение месяца. Обязательно всегда заезжали с гастролями в Великий Устюг, город, где Колотилова организовала свой хор. Встречали нас везде замечательно. Северный хор любимым был всегда. А когда с нами была Антонина Яковлевна, это праздник для всех.
С Колотиловой было очень интересно. Когда мы шли теплоходом по реке, она выходила на палубу, и мы с ней вместе все собирались. Она всегда говорила: «Смотрите на воду. Она очень успокаивает».
Поскольку Антонина Яковлевна была певицей, она больше общалась с хоровой группой, но к нам в танцевальную группу на репетиции обязательно приходила для того, чтобы видеть, что за программа, как идёт работа, как занимаются артисты, как отдыхают. Если нужно было, делала замечания балетмейстеру. Всегда интересовалась тем, как живут артисты в общежитии, спрашивала, всё ли там в порядке.
Когда я вышла замуж, а мой муж тоже танцевал в Северном хоре, она нас приглашала к себе в гости. У меня даже подарочек есть от неё. До сих пор берегу.