Съемки проходили в Белом, Баренцевом и Карском морях, в Салехарде, Дудинке, в поселке газовиков Тухарде, на стойбищах оленеводов. Вчера экспедиция прибыла в Санкт-Петербург.
Напомним, съемочная группа повторила путь норвежской экспедиции 1881-1882 годов. В фильме будет показана история прадеда норвежской художницы Сольвейг Овангер – Магнуса Арнесена, который в 1881 году вместе с другими норвежцами решил наладить торговые связи с Сибирью.
Оператор фильма, сотрудник «Правды Севера» Григорий Чухин рассказал, что в Санкт-Петербург группа прилетела из Екатеринбурга:
- А до этого мы были в Салехарде, Норильске, Дудинке. А еще раньше – в тундре на стойбищах оленеводов. Мы идем по следам экспедиции прадеда Сольвейг. И, кстати, в Салехарде музейщики показали нам дневник золотопромышленника Сибирякова, и в нем нашлись подтверждения того, что Магнус Арнесен был в этих краях.
Поскольку путешественники оказались недалеко от Норильска, решили заехать и туда, хотя Магнус Арнесен там не останавливался, норвежцам было любопытно увидеть самый северный в мире город.
Норильск, в сравнении с Салехардом, например, – серый, прокопчённый и природа вокруг, конечно, убита. Нам рассказали, что трубы комбината «Норильский никель» были раза в два выше, и компания платила финнам за то, что грязь летела к ним. Трубы обрезали, теперь все это оседает поблизости.
О
суровости города кричит все вокруг. Даже дворы. Однако после посещения музея
все негативные впечатления от внешнего вида улиц исчезли. Люди, построившие
Норильск, перенесли нечеловеческие испытания. Здесь мертвые – говорят, –
рассказал Григорий. – А вот тундра сразу понравилась. Мы ночевали в чуме, в
палатке, в балке. Балок – это кочевое жилище тундры. Внутри печь, кухонные
принадлежности и раздвижной диванчик. Сольвейг говорила, что после чума и
палатки, балок – как гостиница.
Сольвейг – художница, занимается оформлением интерьеров, и она искала мастеров по рыбьей коже. Мастеров не нашла, но зато в музеях Дудинки и Салехарда обнаружила сумочки и кошельки из кожи горбуши и осетра. Этим сувенирам лет 60-70.
В Дудинке в Таймырском центре народного творчества собрали мастеров, и Сольвейг рассказывала им, как она работает с кожей, показывала фотографии. Но у нее больше выставочные работы, всякие арт-объекты. И ей показали, как выделывается шкура оленя.
А потом в стойбище Сольвейг объяснила ненке-рыбачке Марине Есеевне Пальчиной, как обрабатывать рыбью шкуру. Коренные жители на Таймыре и по всему побережью раньше владели этим ремеслом, но со временем оно было почти утрачено. Материал очень тонкий и эластичный, и на первый взгляд ненадежный. Однако изделия из нее получаются очень даже прочными и практичными.
Самое яркое впечатление – это, конечно, стойбище оленеводов. Красиво в тундре – масса оленей, и нити газопроводов везде. Оленеводы качают головой, соглашаясь, что добыча газа отравляет тундру, но рады, что газпромовские вертолеты их бесплатно перевозят и возят их детей в школы.
Северный морской путь – тоже очень красиво, но для нас более привычно. А вообще, я попал в места, где люди, вещи, события… от нас это очень далеко. Но для них это никакая не экзотика, а просто повседневная жизнь. И это поразительно.
Норвежцы из Санкт-Петербурга сразу летят домой, а остальные члены съемочной группы вернутся в Архангельск сегодня вечером.