23.03.2017 09:06

«Арктика всегда была в прицеле большой политики»

Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея

Архангельск как арктический форпост Российского государства – такова тема интервью с Игорем Михайловичем Гостевым, заведующим отделом военной истории Архангельского краеведческого музея.

Игорь Гостев много лет занимается возрождением Архангельской Новодвинской крепости С ним мы и говорили о месте Архангельска в русском освоении Арктики.

До «окна» была «дверь»

– Если вы думаете, что Арктика раньше не привлекала внимания российских государей, то заблуждаетесь, – начал разговор Игорь Михайлович. – У Петра Первого были большие виды на этот край земли, он даже отправил из Москвы несколько экспедиций с целью описания северных границ, в частности, на Новую Землю. Но первые новоземельские экспедиции, толком неоснащенные и отправленные в неизвестность, гибли. Потому что никто в то время не знал Арктику лучше, чем поморы.

– А зачем Петру Первому понадобилась в то время эта неизвестная ледяная земля?

– Арктика всегда была в прицеле большой политики. Пётр Первый планировал на Новой Земле поставить крепость, основать укреплённое поселение и не только там – и по берегам других проливов. Цель – не пустить вездесущих иностранцев в сибирские моря. Оставить им проход для торгового мореплавания только в Баренцевом море.

– Почему?

– Дальше – необъятная и ещё не освоенная богатая Сибирь! По принципу – не хотим делиться – нам самим пригодится. Но надо сказать, что Архангельск к первому приезду Петра уже имел статус европейского фасада Российского государства, и здешняя Немецкая слобода, где жили иностранцы с семьями, догоняла по численности московскую. Архангельск был тем городом, куда приезжали все европейские купцы и дипломаты, если они хотели попасть в Россию. Так что до петербургского «окна» в Европу в Архангельске была полноценная «дверь».

– Наверное, все знают, что Пётр создал российский флот. Но помимо Архангельска ещё Воронеж претендует на родину военно-морского флота…

– Воронеж был позже, и это был лишь кратковременный эпизод. Если мы говорим о регулярном судостроении в Арктической зоне России, то в следующем году будем отмечать 325 лет со дня постройки в Архангельске первого российского военного корабля «Святой Пётр». С того корабля строительство флота в России уже не прекращалось. В следующем, 1694 году русская эскадра в составе уже трёх кораблей проводила голландский торговый караван до Ледовитого океана, что свидетельствует о первой арктической морской конвойной операции Российского ВМФ.

Крепость обороны

– Строительство Новодвинской крепости – это продолжение политики Петра Первого?

– Это реализация замыслов. В парадные ворота Российского государства не должны вламываться все кому ни попадя. Крепость строили в том месте, где судоходный фарватер совершал два крутых поворота, и корабли, пришедшие с моря, максимально сбрасывали скорость, попадая под огонь крепостной артиллерии. Кроме того, от крепости до соседнего острова был натянут наплавной мост, так что граница была на замке. Потом тот же инженерный трюк повторили при строительстве Кронштадта.

– Зачем нужно было так огораживаться? Супостатов много?

– Дело в том, что Архангельск – тогдашняя столица Русского Севера, и всё управление и снабжение шло только через него. Тогда на Севере самыми крупными населёнными пунктами, не считая столицы, были Соловки, Пустозерск, Кола, Кемь, Сумский посад, вот, пожалуй, и всё. Поставки продовольствия и денежное содержание гарнизонов этих городов тоже шло через Архангельск. Организация обороны всего арктического сектора была сосредоточена в Архангельске. Эта функция за Новодвинской крепостью – быть основным узловым пунктом обороны Севера – сохранялась вплоть до её ликвидации во второй половине XIX века.

– И что же случилось? Почему Архангельск вдруг перестал быть столь стратегически важным объектом? Строительство Петербурга?

– Петербург – не самое страшное, что случилось с Архангельском. Строительство новой столицы Российского государства привело лишь к временному «разорению» Архангельского порта. Случилось другое – экономический кризис вследствие бездарной реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Для того чтобы вылезти из экономической ямы, Александру Второму пришлось практически разоружить Россию. Были ликвидированы около 40 пограничных крепостей, в их числе Новодвинская и Нарвская. Были ликвидированы и большинство военных портов России – Архангельский, Астраханский, Николаевский, Севастопольский…

– А как же судостроение?

– К 1860‑м годам уже было очевидно, что нет другого пути развития судостроения кроме внедрения не только паровых машин, но и новой нарезной артиллерии, железных, а то и бронированных корпусов судов. Это требовало отработки конструкций и технологий работ, что можно было сделать на предприятиях машиностроительных комплексов. В то время такой промышленный узел на морском побережье в стране был только один – Санкт-Петербург. Однако имевшихся мощностей явно не хватало, и значительную часть боевых, вспомогательных, транспортных и ледокольных судов России пришлось заказывать на судоверфях США, Англии и Франции.

Первые и главные «ворота»

– Но Архангельск не потерял своего значения как ворота в Арктику?

– Нет. Государственный интерес к Арктике в XIX–XX веках только возрастал, отсюда уходили арктические экспедиции, как и во времена Петра Первого.

– Значит, Архангельск всегда был главными «воротами»?

– Он был таковым до Петра, в петровское время и после него. Фактически до последнего времени, а именно – до перестройки. Возьмите любой институт, занимающийся изучением Арктики. Неважно, где у него был головной офис – в Мурманске или Ленинграде, но в Архангельске всегда имелось практически полноценное предприятие-филиал, например, ПИНРО – Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии.

– Но ныне и другие города – Мурманск, Петрозаводск – претендуют на роль арктических «ворот».

– Претендовать может кто угодно. Ворот в Арктику и должно быть много. Но так уж исторически сложилось, что первыми и главными воротами как в Европу, так и в Арктику был Архангельск. Об этом рассказывает экспозиция нашего музея в Гостином дворе, которая так и называется – «Архангельск – первые ворота Российского государства», а также другие выставки, посвящённые освоению Арктики. На них я и приглашаю всех читателей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала Елена ИРХА. Фото автора