В годы Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт как важнейшая часть экономики страны получил новую роль и новую нагрузку.
С первых же дней потребовалась напряженная работа, исключительная гибкость и маневренность. Необходимо было подвозить фронту в огромных размерах войска, вооружение, боеприпасы, бесперебойно поставлять сырье, топливо и материалы для оборонной промышленности, перебазировать из фронтовой зоны эвакуированное население, предприятия и оборудование.
Железные дороги были естественным связующим звеном между фронтом и тылом. В успешном ведении боевых операций они имели важнейшее значение.
Грузы союзников шли через Архангельск
С осени 1941 года значительно возросла роль архангельско-мурманского направления Северной железной дороги. Это произошло сразу по завершении 1 октября Московской конференции представителей СССР, США и Англии. На конференции обсуждался вопрос о расширении американских и английских поставок вооружения, промышленного оборудования и продовольствия Советскому Союзу и о встречных советских поставках сырья и товаров в США и Англию. Ставилась цель – объединить и улучшить использование материальных ресурсов трех стран-союзниц в войне против гитлеровской Германии.
Стороны достигли соглашения об американских и английских поставках Советскому Союзу на период с 1 октября 1941‑го по 30 июня 1942‑го года (впоследствии соглашение продлили по срокам). Поставки предполагалось осуществлять главным образом по северным морским коммуникациям, конечными пунктами которых становились Архангельск, Мурманск и ряд других портов.
Поскольку грузы из них предстояло перевозить по Северной железной дороге, возрастало ее стратегическое значение. Под контролем высокого руководства, вплоть до первых лиц стран, находилось продвижение по Северной железной дороге из Архангельска (потом – из Мурманска) грузов от союзников. Черчилль писал Сталину (получено в Москве 7 ноября): «Я надеюсь, что наши поставки вывозятся из Архангельска с такой же быстротой, как они туда поступают». На следующий день Сталин отвечал Черчиллю: «Можете не сомневаться, что нами принимаются все меры к тому, чтобы поступающее из Англии в Архангельск вооружение своевременно доставлялось по месту назначения».
За годы войны Архангельский порт принял к отправке по Северной железной дороге около 5 миллионов тонн различных грузов, значительную часть из которых составляли вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье.
Валерий Шиленко, заместитель начальника Северной железной дороги по территориальному управлению:
– Трудно переоценить роль железнодорожников, обеспечивавших доставку грузов в годы войны, под бомбежками, в условиях голода и холода. Люди работали по несколько смен, не уходили домой сутками. Ведь у многих на фронте были мужья, отцы, братья. А каждый вагон, каждый состав с продовольствием, техникой и оружием, отправленный из порта, из Архангельска на фронт, мог помочь родным и близким, накормить, согреть, сохранить жизнь.