22.03.2020 12:54

В Архангельском музее показали портреты поколения победителей

Фото автора.

В Архангельском музее изобразительных искусств открылась выставка «Во имя жизни. 1941-1945. Художники о войне и Победе»

Все выставки музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» во всех четырех зданиях открыты для посещения, но пока не проводятся массовые мероприятия и экскурсии.

На нынешней выставке к 75-летию Победы представлено около 85 произведений живописи и графики из коллекций музея ИЗО и Вологодской картинной галереи. Основная тема – портреты поколения победителей, написанные художниками по прошествии десятилетий после Победы.

Представлены также другие полотна военной темы, написанные художниками по памяти, и непосредственно походные зарисовки северных художников-фронтовиков, сделанные на дорогах войны. Однако, как рассказала куратор выставки Зоя Кулешова, и современные художники, дети и внуки фронтовиков, тоже осмыслили тему Великой Отечественной войны.

На отдельном стенде выделен маленький эскиз деревенского дома на фоне пылающих красным закатом маковках церкви. Это «Вечер в Кимже», созданный в 1972 году художником Федором Фатьяновым. На обороте рукой художника написано: «На работе изображен дом в деревне Кимжа Мезенского района. Построен Паюсовым Федотом Семеновичем. У него пали пять сынов в Великую Отечественную войну. Последний пал 11 мая 1945 года. Это Федор Федотович Паюсов».

- Мы решили сделать акцент именно на этой небольшой работе, - говорит Зоя Дмитриевна. – Как аккорд памяти всему поколению, на долю которого выпала Великая война.

Блокада Ленинграда запечатлена в серии офортов художника Ефима Хигера, пережившего первую, самую страшную блокадную зиму. Официально он работал в жанре агитационного плаката в «Боевом листке», неофициально – рисовал обыденную жизнь осажденного города – обстрелы, налеты, изможденных людей и детей Ленинграда. Его девизом в тот год было правило – успеть зарисовать, чтобы донести миру.

Семь портретов фронтовиков из Вологодской картинной галереи принадлежат кисти Владимира Корбакова, участника войны, народного художника России. Постаревшие ветераны в званиях от рядового до генерала изображены «при параде» в орденах и медалях с серьезными или чуть заметно улыбающимися лицами. Но если приглядеться – можно увидеть метки войны, например, как на портрете Бориса Владимировича Веричева: фронтовик изображен сидящим на стуле - у него нет ноги.

Тема начала войны – мужчин, уходящих от родных очагов, запечатлена в работах современных архангельских художников Евгения Петухова (в последующем – известного иконописца) «Призывники 41-го», Василия Курицына «На войну», Николая Сюхина «Война». Особенно показалась примечательной картина Курицына: будущий солдат уходит в бессмертие, в последний раз обернувшись на родной дом, женщину и ребенка.

А Победа – это всегда громкое ликование и радость на полотнах художников, но маленькая работа Дмитрия Ширяева «Праздник Победы. 1945 год» посвящена именно Архангельску: набережная, уже почти белые ночи, башня Гостиного двора и со всех ног бегущие люди – туда, к первым залпам победного салюта.

- За каждой картиной этой выставки – живая история, судьбы людей. Каждая имеет не только художественную ценность, но и документальную, - считает Зоя Кулешова. – Архангельские художники-фронтовики Алексей Чаусов, Евгений Хвиюзов, Алексей Румянцев, Николай Наговицын, Александр Елфимов создали галерею графических портретов военного времени. Видно, что карандашные и угольные наброски делались наспех – кое-где линии не четкие и не ровные. Несмотря на это, изображения предельно документальны: оружие, одежда, погоны – все прорисовано с точностью…

Выставка в музее ИЗО будет работать до 20 мая. А объявленная ранее персональная выставка петербургского художника-скульптора Валерия Бытка «Подвигу Ленинграда посвящается», к сожалению, отменяется.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена Ирха