04.09.2014 10:27

Чтобы долго жить, надо долго любить

Олег Табаков в роли Сальери. 1988 год

Легендарный актер,  режиссер, руководитель  Московского художественного театра имени  Чехова, создатель «Табакерки» 79-летний Олег Табаков дал нашему  корреспонденту эксклюзивное интервью, из которого вы можете узнать,  в чем секрет счастливой  долгой жизни и много  чего еще...

– Олег Павлович, к вам  вопрос как к главному режиссеру главного театра  страны: репертуарная политика театра предусматривает большее количество  ролей для красивых актрис  – или...?

– Я хочу ответить не теоретически, а исторически. У  меня был учитель Василий  Иосифович Топорков. Топорков говорил мне: самый  большой гонорар в театре  должна получать героиня.  Почему? – спрашивал я  восхищенно. «Патаму чта»  (губа у него была, как три  губы Марины Нееловой).  Так вот: «патаму чта... ее  должен любить, желать,  зрительный зал!»

– Один из моих любимых  фильмов – «Дьявол носит  «Прада», где очень-очень  наглядно показано, что если  ты хочешь достичь каких-то  высот в профессии, то тебе  придется за это заплатить  личной жизнью...

– Вы знаете, разные примеры о разном говорят. Если  мы будем брать примеры  какие-то абсолютные, канонизированные почти, –  Уланова, Майя Михайловна  Плисецкая, Фаина Георгиевна Раневская... Детей-то у  них не было... Что отнюдь не  мешало им любить молодое  поколение... И вообще у них  удивительное свойство – у  всех этих женщин – удивляться нарождающимся талантам. Вот это непременное  качество настоящего дарования. Это, по сути дела,  свидетельство того, что дух  взыскует, и пыл не погас в  сердце, – уметь удивляться  чужому таланту! 

– У меня ощущение, что  героинь-то все меньше и  меньше. Советское время  было вроде такое цензурное, а героинь было ярких...  Начиная с Мордюковой, которая была актрисой широчайшего диапазона, и до  тонких, хрупких, изящных...

– Я думаю, что вы еще упустили Нину Ургант, вы упустили абсолютную рекордсменку по русской красоте – Аллу Ларионову. Еще  много...много... Елена Соловей... Я бы мог назвать еще,  наверное, двенадцать. Но я  думаю, что мы с вами являемся свидетелями такого сужающегося радиуса жизни,  о котором пытается рассказать кинематограф. По сути  дела, это уже не жизнь, а  дайджест, комикс...  Понимаете, владение ремеслом умаляется. Люди,  которые сейчас периодически возникают на телевизионном экране, в этих... будем  говорить, странных произведениях... Это нельзя назвать  кино. Это, скорее, штаны с  большими карманами для  рекламы. Румяные критики наши формулируют это  довольно вульгарно: «пипл  хавает». И выражение-то  само по себе хамское. И  во-вторых, – вы что, в самом  деле считаете, что жители  России потребляют вот это  вот в качестве пищи для  жизни духа человеческого? Нет! Это неправда! За  жизнь духа человеческого  болеют фильмы Попогребского, Звягинцева, Хлебникова... Еще могу назвать  фамилии. Читают вот Шишкина или Улицкую... Или  Дину Рубину, даром, что она  в другой стране уже живет.  Или перечитывают Довлатова. Да, Чехова можно читать  – там все есть!

– Да, кстати, у Чехова  есть для меня главная фраза. Помните, Фирс говорит:  человека забыли! И это настолько всегда про Россию.  У нас постоянно забывают  человека.

– Я вас хочу успокоить.  Я набрал в этом году уже  второй набор в свою школу  для особо одаренных детей.  Со всей России, начиная  от Камчатки и заканчивая  Смоленской областью.  Вот их представляли, и  я видел загоревшиеся глаза  труппы подвального театра. Но это после девятого  класса, а они еще будут расти, так сказать, набираться  ума-разума. Вообще, я вам  должен сказать, что вот,  сколько вложишь в них,  столько в них и будет, столько и обратно получишь.  Надо учить и воспитывать  для себя! Не для чужого  дяди, а для себя... Если это  происходит, то бывают и  результаты неплохие.

– Я знаю, что Олег Павлович поощряет рождаемость в  театре. А зачем вы это делаете, ведь актриса-то выпадает  из репертуара? Это же с начальственной точки зрения  неразумно, нерационально...

– Каждый человек, который работает во МХТ и  имеет ребенка, получает на  каждого ребенка по двенадцать тысяч рублей прибавки  к зарплате. Есть у нас и  рекордсмены. Некоторые  даже пять детей имеют. Мне  же этого никто не рекомендовал. Ни министерство  культуры, ни министерство  финансов... Эти вот заработанные театром деньги –  они употребляются, на мой  взгляд, с пользой.

– Ваши отношения с женами развивались в театре.  Но вы сами, как опять-таки  руководитель, против театральных романов?

– Вы знаете, я думаю... Я  за любовь! Я бы очень хотел пожелать, чтобы была  любовь... Я прожил со своей  первой женой тридцать лет.  Скоро уже будет тридцать,  как я со второй женой живу.  Я думаю, что Господь меня  одарил... и, мое знание о  жизни, о человеке, о человечестве, о женщине, о  профессии от этого сильно  возросло. 

– Красота всегда гарантирует любовь?

– Нет! Любовь гарантирует потребность друг в друге.

– Извините за примитивизм формулировки, но вам  встречались актрисы красивые, талантливые, но дуры?

– Всяко бывало... Но они  нужны.

  – А талант вообще с образованностью, с умом как-то  связан?

– Я вам так скажу. Мне  везло на партнерш. Вспоминая своих партнерш, скажем, Нину Дорошину, Люсю  Крылову, Лену Проклову,  Марину Зудину, Лилю Толмачеву.... Нет, вы знаете,  партнер – это то, чем мы  поддерживаем свои жизненные силы. По сути дела,  это то, чем питаются наши  глаза. И удивление перед  миром. Это всегда – удивление перед совершенством,  пропорциями женщины...  Это все тайны бытия.

Я сам из Саратова – это зона рискованного земледелия. Просторы... Эх! Первая  девочка, первая любовь. Мне  было пятнадцать. У нее был  дивный вздернутый носик  и веснушки по всему лицу.  Как будто солнце монетки по  лицу рассыпало. К сожалению, не знаю, что с ней сейчас... Понимаете, человек,  который обделен любовью,  жизнь свою не полностью  реализует!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записал Леонид ЧЕБАНЮК. Фото Алексея Мельницкого.