18.04.2021 14:00

В Архангельском музее изобразительных искусств открылась выставка «Север. Притяжение»

Фото автора

Выставка посвящена 85‑летию Архангельского отделения Союза художников

Зоя КулешоваОна включает живописные, графические и скульптурные работы, созданные северными художниками старшего поколения в 1930 – начале 1970‑х годов. Все они посвящены Северу и его людям.

– На сей раз мы оставили в стороне индустриальную тему, на которую откликались художники-северяне тех лет, – говорит искусствовед Зоя Кулешова. – На нынешней выставке представлены в основном лирические произведения – натюрморты, северные пейзажи с памятниками архитектуры, деревянными избами и белыми ночами, портреты северян в обычной жизни, а не как строителей социализма.

Наверное, многие произведения архангельские зрители могли видеть на различных выставках, но есть и такие экспонаты, которые долго лежали в запасниках музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», а также и те, которые зрители увидят впервые. Например, сыновья художника Владимира Щелина передали в музей достаточно много работ отца, и широкой публике впервые показана картина «Ольга Семёновна из села Гридино».

Открывают выставку работы художников, стоявших у истоков Архангельского отделения Союза художников, – Виктора Преображенского, Александра Казакова, Алексея Румянцева, Германа Кононова, Виктора Постникова, Николая Фурсея.

На выставке «Север. Притяжение» нет произведений старейших северных художников – Александра Борисова, Степана Писахова и Тыко Вылки. Их творчество представлено в музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова и недавно открытом после длительного ремонта музее Степана Писахова.

Задают тон всей выставке работы уроженца Лешуконского края Фёдора Фатьянова, в полотнах которого отразилась народная северная культура – «На праздник песни». Полотно, кстати, показано в стенах музея впервые, поскольку не так давно передано в музейную коллекцию из фонда Архангельского отделения Союза художников.

Есть на выставке и портрет Антонины Колотиловой, написанный Александром Казаковым в 1950‑е годы, в самый расцвет создательницы Северного народного хора. А в нынешнем году отмечается 95‑летие коллектива.

Представлены на выставке и знаковые работы художников-шестидесятников, которые вошли во многие художественные альбомы и книги по искусству – натюрморт Дмитрия Ширяева «Август», Михаила Баранчеева «Бабушкины наряды», Бориса Лукошкова «Натюрморт с брусникой». Скульптурные портреты северян работы Валентина Михалёва, показанные на выставке, отражают поэтический взгляд на людей Севера.

Многие из этих художников, очарованных Севером, прошли трудными дорогами Великой Отечественной войны, а, например, Иван Котов – ещё и плен. Однако, несмотря на пережитое, тема войны практически не нашла своего отражения в творчестве «шестидесятников». Они стремились радоваться жизни, любви, красоте.

– Выставка «Север. Притяжение» получилась камерной, – объясняет Зоя Кулешова. – Всего около 80 работ. Небольшой зал не вмещает всё, что мы бы хотели показать широкому зрителю из богатой архангельской классики. Не вошли, например, полотна Котова «Праздник песни» или знаменитые «Северодвинцы» Лукошкова. Тем не менее, выставка даёт представление, как становилась архангельская организация Союза художников и какой путь прошла в первые десятилетия своего существования.

17 апреля в музее художественного освоения Арктики открывается персональная выставка Григория Рябоконя «Арктическая сага», приуроченная к столетию архангельского художника-графика, в своё время – председателя правления Архангельского отделения Союза художников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА