11.04.2016 16:37

Оптовики-затейники: почему правительство области покупает бензин втридорога?

Бензин общий и государственный - две большие разницы

Система госзакупок не всегда приводит к экономии бюджетных средств. Порой наоборот, государственные учреждения тратят на обычные вещи весьма неординарные суммы.

Почти каждый из нас знает, сколько стоит бензин. В зависимости от марки – 34-38 рублей за литр, а где-то между ними затесалась стоимость солярки. Вот только такая цена, оказывается, справедлива лишь для нас, простых автомобилистов. Государственные же учреждения готовы переплачивать за топливо по 10 и по 13 рублей за литр. Да-да. Мы тоже удивились. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Основа для творчества

Все мы ходим в магазины – за молоком, хлебом, мясом или яйцами. При этом у нас, простых смертных, всегда есть выбор: не нравится цена - можно развернуться и пойти в другой супермаркет или магазин шаговой доступности. Для любителей есть и рынок, где до сих пор не возбраняется торг. А вот у заказчиков государственных, учреждений, которые покупают товары и услуги для государственных или муниципальных нужд и на их же деньги, процедура покупки необходимых вещей куда запутаннее.

Любая государственная закупка - процедура сложная и затратная. Для того, чтобы вести работу в этом направлении по уму нередко требуется отдельный специалист, а порой и целая служба в штате конторы. Но даже при их наличии соблюсти все требования российского законодательства при проведении торгов, да так, чтобы и учреждение получило то, что требуется, и поставщик внакладе не остался, и проверяющим органам возразить было нечего – сродни подвигу. Так уж устроен закон – требований, условий и противоречий в нем более чем достаточно. Вот и пользуются этим государственные заказчики и их поставщики кто во что горазд. Впрочем, это эмоции. Вернемся к фактам.

А они таковы. Ключевыми критериями в системе госзакупок, как и в случае с рядовым потребителем, стоящим перед прилавком магазина, являются цена товара или услуги и их качество. Контрактная система как раз и задумывалась для того, чтобы государственные и муниципальные учреждения за меньшие деньги получали более качественные товары.

Вот только как определить, что та цена, по которой заказчик желает приобрести товар, – рыночная? Не больше и не меньше той, по которой аналогичный товар или услуга обходятся обычным потребителям? Для этого в законе предусмотрена отдельная процедура – обоснование начальной максимальной цены контракта. В большинстве случаев для того, чтобы ее соблюсти, государственные заказчики прибегают к сопоставлению рыночных цен – собирают коммерческие предложения о цене того или иного товара или услуги с теми или иными условиями поставки, вычисляют среднюю цену и вуаля – можно проводить закупку.

Заковыка в том, что закон никак не ограничивают фантазию потенциальных поставщиков, которые могут указать в своем коммерческом предложении цену и в сто раз превышающую рыночную. А заказчикам что? Главное – бумажка в порядке, а ее содержание не важно. Подразумевается, конечно, что все вокруг честные и всенепременно сообщат государству именно ту цену, по которой сейчас продается товар. Ну, максимум, с небольшой накруткой – авось производители отпускную цену поднимут. Но теория у нас, к сожалению, часто ничего общего не имеет с практикой. Чтобы в этом убедиться, мы провели небольшой эксперимент.

Дорогая экономия

Условия его таковы. На сайте контрактной системы мы выбрали несколько закупок, которые состоялись как в 2015 году, так и в 2014-м. Поставляемый товар – автомобильное топливо с отпуском на автозаправках по пластиковым картам, максимальные цены контрактов должны были стартовать с 1 миллиона рублей, а в качестве заказчиков должны были выступать наши, местные, областные государственные учреждения и предприятия. Результаты нашего опыта оставили двойственное впечатление.

Например, 23 декабря 2014 года контрактное агентство Архангельской области объявило электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку автомобильного топлива для Ильинской центральной районной больницы. За год медики запланировали заправить свои автомобили 53,5 тысячами литров АИ-92, 1,5 тысячами литров 95-го бензина и тысячей литров солярки. Объемы, конечно, нешуточные, но больше нас удивило не это, а цены, по которым медики вознамерились покупать горючку. Так, по мнению руководства больницы, литр 92-го бензина в 2015 году должен был стоить 45 рублей, а 95-го – 47 рублей, столько же и литр солярки.

Максимальная цена контракта рассчитывалась ими исходя из коммерческих предложений, полученных в сентябре 2014 года, когда, по данным Росстата, средняя цена на эти виды топлива в Архангельской области составляла 31,84 рубля, 34,99 и 33,73 рубля соответственно. Точность как в аптеке медикам из Лешуконии продемонстрировать не удалось – разница между реальной ценой топлива и той, исходя из которой была рассчитана цена контракта, скачет от 12 до 13 рублей за литр. А общая цена договора составила 2 миллиона 525 тысяч рублей. На участие в аукционе, отметим, была подана всего одна заявка. Он прошел без торга, а контракт заключен по максимальной цене.

В то же самое время в Архангельске такой же аукцион проводил муниципальный Центр помощи совершеннолетним подопечным. Вот только цена того же 92-го бензина в стоимости контракта была заложена в божеские 35,33 рубля. И поставщик, между прочим, нашелся.

В 2015 году тоже не обошлось без любопытных закупок, авторами которых снова оказались учреждения здравоохранения. 8 декабря 2015 года контрактное агентство Архангельской области вновь объявило электронный аукцион. На сей раз на поставку топлива для Карпогорской центральной районной больницы в 2016 году. Максимальная цена контракта составила 2293591 рубль и 40 копеек. И снова медицинские работники погорячились. Цену 92-го бензина они запланировали в размере 42,6 рубля, 95-го в размере 43,6, а солярку оценили в 42,5 рубля.

Немного по-иному на «рыночные» цены посмотрели в Котласе. Там районная больница на протяжение 2016 года вознамерилась закупать 92-й бензин по 41,4 рубля за литр, 95-й – по 44,85 рубля, а солярку- по 42,45 рубля за литр. Электронный аукцион с такими исходными данными и общей суммой заказа в 15546990 рублей был объявлен контрактным агентством Архангельской области 7 декабря 2015 года.

При этом средняя рыночная цена топлива в Архангельской области в декабре 2015 года по данным Росстата составила: за литр 92-го бензина - 34,37 рубля, за литр 95-го - 37,78 рубля, а за литр дизеля - 37,12 рубля. Не сильно горючее подорожало и в начале 2016-го. На 9 марта, по данным Архангельскстата литр 92-го бензина в регионе в среднем стоил 34,39 рубля, литр 95-го – 37,79, а литр солярки даже подешевел до 36,77 рубля.

Впрочем, неадекватно рыночную обстановку оценивают не только медики. В конце минувшего года так же согрешила и… администрация Архангельской области. Вернее, ГКУ Архангельской области «Автопарк администрации Архангельской области» - учреждение, которое обеспечивает передвижение по региону чиновников самых разных рангов – от специалистов до губернатора.

В 2016 году ради этих целей, согласно аукциона, который областное контрактное агентство объявило 7 декабря 2015 года, в баках казенных иномарок будет сожжено 17 тысяч литров 92-го бензина, 87 тысяч литров 95-го и 17 тысяч литров солярки на общую сумму 5320700 рублей. Цены за литр снова сказочные – 41,1 рубль за литр 92-го, 44,73 рубля за литр 95-го и 42,97 рубля за литр ДТ. Сэкономить у чиновников, как и у медиков, не получилось. Все названные аукционы прошли с участием единственного поставщика, без торга, а контракты заключены по максимальным ценам.

Конечно, далеко не все закупки топлива в Архангельской области проводятся по таким ценам. Есть учреждения, которые реально смотрят на рынок и не разбрасываются бюджетными деньгами. Есть и такие, на чьи заказы по завышенным ценам претендовали несколько участников, и в результате торгов цена на топливо падала до рыночных значений.

Так, кстати, и образуется та самая «экономия» на госзакупках, о которой нам с довольными лицами рассказывают чиновники – это разница между ценой «сказочной», заложенной в контракт до торгов, и ценой реальной, той, которая существует на рынке. Если бы заказчики изначально рассчитывали стоимость контрактов исходя из рыночных цен, никакой экономии не было бы – вряд ли поставщики (большинство из которых – частные компании) стали бы работать себе в убыток.

Кто виноват? И что делать?

Извечные русские вопросы приходят в голову и после краткого анализа ситуации на рынке государственных закупок топлива в Архангельской области. Не беремся утверждать, что завышение начальных цен в каждом названном нами случае имеет коррупционный подтекст, но и скрыть удивление у нас не получается.

Почему правительство Архангельской области, во всеуслышание заявляя о том, что топливо даже не смотря на повышение акцизов с 1 апреля дорожает неохотно, объявляет аукцион, а в итоге и закупает бензин и солярку по цене гораздо выше рыночной? Почему автомобиль скорой помощи, приезжая на заправку, заправляется топливом, каждый литр которого почти на 10 рублей дороже, чем тот, что льется в бак соседей по потоку – обычных автомобилистов? И самое главное – почему на такие «жирные» заказы находится всего лишь один поставщик?

Ответить на эти вопросы у нас не получилось. Может быть, мотивы барской щедрости госзаказчиков нам объяснят в антимонопольной службе или прокуратуре. Может быть, на это решатся и сами областные чиновники, которые проводили «сопоставление рыночных цен». Очень бы хотелось взглянуть в глаза этим аналитикам.

Олег Кузнецов,
olegk48@gmail.com
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.