10.09.2014 09:47

Главный предмет в школе

Если ребенку показать, что в каждой книге он найдет что-то свое, знакомое, близкое, тогда его будет не оторвать от чтения

Когда наступает сентябрь, я снова и снова  вспоминаю учителей. Сколько их, мудрых, щедрых,  незабываемых, было в моей жизни. Порой встреча  с личностью учителя оказывалась судьбоносной.  Как это случилось с моей школьной учительницей  литературы Тамарой Борисовной Перевязкиной.

Когда я пришла работать в редакцию «Правды  Севера», мне предложили  писать на темы образования. Это было в 80-е годы.  Время школьной реформы,  которую сегодня педагоги со  стажем вспоминают самыми  добрыми словами. Именно в  эти годы над нашей страной  зажглись «дневные звезды» учителей-новаторов.  Их творческие поиски и  находки послали мощный  духовный заряд в учительскую среду. И там появились  многочисленные последователи Шаталова, Ильина,  Амонашвили, Щетинина,  Волкова. Они подняли на  новый уровень все наше школьное образование.

Педагоги-новаторы ездили по всей стране. В ту пору  в Архангельске побывали  Амонашвили, Соловейчик,  Ильин. И всякий раз, как  подарок судьбы, принимала  я возможность написать в  газету про встречи известных на всю страну педагогов  с учителями нашего города.  Хочу рассказать одну интересную историю, связанную  с преподавателем литературы Евгением Ильиным,  посетившим Архангельск в  1989 году.

Материал в газету о нем  был уже запланирован, а  наша беседа все откладывалась из-за его занятости. В  тот день у Евгения Николаевича, как всегда, было много  встреч с учителями. Освободился он поздно вечером. А  назавтра ему уже улетать в  Питер, домой. Наша встреча состоялась в гостинице  «Двина». До этого я побывала на его выступлении перед  педагогами. Он покорил всех  собравшихся артистизмом,  глубиной и оригинальностью мыслей. А при личной  встрече с Евгением Ильиным мне раскрылось его  редкое умение разговорить  собеседника, проникнуться  его проблемами и бедами.  Было уже далеко за полночь, когда я выключила  свой магнитофон и собралась уходить. Евгений Николаевич собрал все цветы,  которые подарили ему на  встречах учителя, и отдал  их мне.

Восхитительный букет  учительских симпатий, доставшихся мне по воле случая, стоял на столе в большой вазе в моей комнате.  И каждым своим цветком  напоминал о долге перед  теми, кто сделал этот замечательный подарок.

Давно завяли цветы из  того букета. Но мысли, высказанные Евгением Ильиным в интервью «Правде  Севера» 25 лет назад, интересны и сегодня. Они не  утратили своей актуальности.

Привожу фрагмент этой  беседы: – Евгений Николаевич,  нам часто приходится слышать от учителей, что у детей падает интерес к книге,  к урокам литературы. Почему это происходит? – Литературу надо не изучать – литературой надо  воспитывать. А мы, как  часовщики, раскладываем  книгу на «колесики» да  «винтики». И таким путем,  по сути, сами обрываем какие-то важные корни национальной культуры, векового  опыта приобщения к книге.  И дело тут не в техницизме  века, не в телевизоре, нет.  Дело в нашем учительском  подходе к художественному  слову. Полностью перенося  его в стихию аналитического ума, мы почти никак  не затрагиваем душевную  сферу ученика. Забыли мудрость народной пословицы: «Имей сердце, а на  сердце и разум придет».  Наша школа долгое время  шла от разума, и не затронута была душа ребенка.  Не растревоженная душа  мертва к книге, каким бы  шедевром она ни была.

Наука все знает о книге.  Наука все знает об ученике. Чего не сделала наша  педагогическая наука? Она  не поставила знак «плюс»  между духовным опытом,  мировой литературой и опытом детской души.

Сидит за партой мальчишка и думает: «Жизнь  Онегина – это его жизнь, а  моя – это моя». Я доказываю: твоя жизнь и жизнь  Онегина – это одна жизнь,  ты найдешь в ней свое, знакомое, близкое. Надо показать ученику, что в книге,  которая у него в руках, есть  он, его мама, бабушка, друзья. И тогда его не оторвать  от чтения.

– Вы преподаете в педагогическом классе и, наверное, мечтаете вместе с  ребятами о школе, которая  будет завтра.

– Я написал бы над порогом школы будущего слова Федора Достоевского:  «Надо молитвенно желать  быть лучше». Не жить лучше, а быть лучше. Тогда  и сама жизнь наша станет лучше. А на классном  журнале я бы вывел: «Человек – главный предмет в  школе». Конечно, я за компьютер. Без него не только  завтра, но и сегодня школе  нельзя. Но компьютер – это  наше благосостояние. А  душа – наше благополучие. Как помочь человеку  стать лучше? Какую нравственную опору дать тому,  кто, завтра став учителем,  поможет многим? Мы с моими педклассовцами вдруг задумались,  как же устроена школьная  тетрадь? На последней ее  обложке – таблицы, меры  измерения. А первый титульный лист – пустой! И  подумалось, может быть,  нужна еще одна таблица,  которая будет упражнять  нашу душу, чувства, порывы, как таблица умножения  упражняет наш ум.

Так мы создали «таблицу духовности». А помог  нам Пушкин своим «Пророком». Помните: «Глаголом  жечь сердца людей». Вместе с ребятами мы открыли  пять глаголов-заповедей:  любить, понимать, сострадать, принимать, помогать.  Пять глаголов, как пять  человеческих чувств, как  пять пальцев нашей руки,  как пятиглавка храма...

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СИДОРОВА. Фото Светланы Гавриловой.