09.03.2021 06:46

Когда встречаются свет и тьма. В Архангельске открылась выставка «Запись в коже»

Фото Светланы Лойченко

В Музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова открылась выставка архангельского художника, члена Союза художников России Бориса Ивановича Копылова «Запись в коже»

Это первая из серии выставок, посвящённых 80‑летию художника.

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», открывая выставку, сказала, что она завидует тем, кто её ещё не видел. Церемония открытия проходила перед дверью, ведущей в выставочный зал, и, правда, казалось, что там находится нечто весьма таинственное. Тем более что у входа большим эпиграфом расположились слова самого художника: «Тайна приходит однажды и забирает твою жизнь, и ты уже живёшь по её законам».

А дальше Борис Иванович объяснил, что тайна не может жить при свете, она всегда во тьме. И только когда встречаются свет и тьма, рождается жизнь. Но это та жизнь, которую не увидишь обычным взглядом, её может ощутить художник и приоткрыть в своих работах, неважно, в какой технике и на каком материале они выполнены.

Работы Бориса Копылова, которые представлены на этой выставке, выполнены в коже, о чём говорит и само название выставки. Увлечение кожей архангельских художников началось в восьмидесятые, когда они побывали в Польше. Двадцать лет назад Борис Копылов показал в Гостиных дворах большую выставку работ, сделанных на этом материале. Больше таких выставок у него не было.

– И я его хорошо понимаю, – объясняет Зоя Кулешова. – Ведь нельзя соединить живопись, графику и кожу – проиграет и то, и другое.

Зоя Дмитриевна говорит, что чаще всего художники, работающие с кожей, дальше эксперимента не идут. А Борис Копылов, используя декоративно-прикладной материал, создаёт живописные образы. И в этом он уникальный художник.

– У нас сотрудники иногда спорят, в какое хранилище определить работы Бориса Ивановича. Когда предлагают хранить их вместе с декоративно-прикладными изделиями, я не соглашаюсь. Ведь здесь совсем иное мышление – художественное. В коже он создаёт удивительные образы, женские силуэты, его работы на самом деле таинственные. Сейчас не хватает такого чистого подхода в искусстве, когда можно почувствовать красоту в одной линии…

Зоя Дмитриевна советует работы Бориса Копылова рассматривать очень внимательно – ведь смысл их таится в деталях, в игре цвета и света.

Здесь и таинственные незнакомки, и загадочные миры, где видны движение материи и тёплое дыхание эфира. Художник так видит. Теперь так видят и те, кого он посчитал возможным посвятить в тайну, открывшуюся ему однажды, и в которой он уже живёт согласно её законам.

Есть ещё важный момент. Сам выставочный зал Музея художественного освоения Арктики имени Александра Борисова просто идеально подходил для демонстрации таких необычных работ. В освещении здесь тоже присутствует и полусвет, и полутьма. От этого тайны стало ещё больше. Видимо, этого и добивался художник…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина СОСНОВСКАЯ