28.02.2021 15:13

В Архангельске показали спектакль Нины Тумановой, посвящённый Фаине Раневской

Фото автора

Этот спектакль многие зрители видели на других площадках города, поскольку он, собственно, умещается в один театральный чемодан

Играют его три актёра – режиссёр спектакля заслуженная артистка России Нина Туманова, актёры Елена Климович, Анатолий Шкляев и гитарист Антон Веселков, но раньше участвовал скрипач Илья Ершов, который сочинил музыкальную тему спектакля. Костюмы – Николая Терюхина, художник спектакля – Анастасия Пискунова, звукорежиссёр – Светлана Шерстобитова.

Спектакль кукольный, куклу-Раневскую сделала художник Елена Николаева. Раневская как бы пишет письма в комнате-чемодане (у реальной актрисы была обширная переписка с многими любимыми ею людьми, в том числе с Ахматовой, Цветаевой).

– Почему кукла? – переспрашивает Нина Туманова. – Потому что через куклу я могу отстраниться, через куклу можно сказать самые сокровенные свои мысли, но кукле – первенство. Не хочу отождествлять себя с Раневской, но мои мысли совпадают с её мыслями. За что я ей лично благодарна. В жизни каждого актёра наступает такой момент, когда есть что сказать и хочется сказать, этот спектакль – моё высказывание, а то, что у меня есть возможность высказаться в стенах нашего театра – это огромное счастье.

А чемодан, по мнению автора спектакля Нины Тумановой, символизирует жизнь Великой – всё время в пути, дороге. Впрочем, это может быть символом и всей актёрской стези как вечного поиска – своего театра, своего режиссёра, своих ролей, своей ниши в театре. Недаром Фаина Раневская в интервью, посвящённому её 80‑летию, сказала, что хочет таких партнёров на сцене, у которых ей бы нашлось чему поучиться. Это уже будучи народной артисткой СССР!

Спектакль поставлен по воспоминаниям Фаины Раневской, по её хронологической биографии, её отношениям с режиссёрами, её ролям в кино и встречам со знаменитыми людьми – как монолог актрисы. Весь спектакль звучат её остроумные афоризмы, некоторые, возможно, актрисе приписывают – но сказать она их вполне могла, тем более что за словом в карман никогда не лезла. Свою автобиографию она так и не написала, хотя отдельные отрывки, а также воспоминания окружающих её людей давно изданы.

– Материала было много, я думала о нём лет пять, а осуществить постановку удалось за год, – говорит Нина Туманова. – И ещё. В спектакле про Айседору Дункан, который зрители могли видеть в нашем театре, можно было что‑то добавить от себя. Ведь большинство зрителей о Дункан знают только то, что она была женой Сергея Есенина. А Раневскую знают и любят даже по немногим фильмам с её участием, и тут присочинить ничего нельзя.

«Легендарная», «великая»… Её любили и товарищ Сталин (выдал три Сталинских премии и похвалил за «непохожесть» в разных ролях), и товарищ Брежнев, который, вручая очередную награду, не смог удержаться и по‑мальчишески произнёс фразу Раневской из фильма «Подкидыш» – «Муля, не нервируй меня!» Фраза эта в своё время была экспромтом актрисы, и Раневская ненавидела её до конца дней, так «достали» поклонники с этим Мулей.

Не обошли в спектакле вниманием и анекдотическую ситуацию с вербовкой КГБ, что, впрочем, могло быть и выдумкой Великой. Далее шёл целый каскад остроумных афоризмов, хлёсткие монологи, диалоги, стычки Раневской с режиссёром Завадским, вызывающие у зала смех. Спектакль балансирует на грани смешного и трагического, но всё же смешное в спектакле перевешивает.

Чем же Раневская запомнилась зрителям? Эпизодическими ролями в кино, затмевающими главных героев?

– Её переиграть было невозможно, – считает Нина Туманова. – Как она однажды сказала в своём единственном телеинтервью – «нет трепета в театре, нет трепета в актёрах». В ней он был. Она и на репетициях выкладывалась, чего требовала и от партнёров, – заключила Нина Валентиновна.

Возможно, в Раневской присутствовало одиночество гения среди талантливых. В её иронии всегда чувствовалась горчинка. Например, что такое супружеская пара среднего возраста в «Подкидыше», взявшая потерявшуюся на улице симпатичную девочку себе, вместо того, чтобы отвести в милицию? Одиночество. Они бездетны – энергичная Ляля и её муж-подкаблучник. Но смешно сыграть драму этих людей могла только Раневская.

Кроме того, она запросто могла «дописать» пьесу Шварца в фильме-сказке «Золушка» и даже своего земляка-таганрожца Антона Чехова в короткометражном фильме «Драма» (вернее, само графоманское сочинение вздорной Мурашкиной).

Конечно, всё о Раневской уложить в часовой спектакль невозможно, и потому многие вещи сказаны «скороговоркой». Тем не менее, спектакль «Любовь в почтовом ящике» – это признание в любви великой актрисе от последующих поколений актёров. И, конечно, не последнее.

В нынешнем году исполняется 125 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской. Спектакль был поставлен к 120‑летию Великой. На театральной тумбе-афише, помимо названия спектакля, стоит загадочное число – 24 апреля. Оказывается, это день рождения Нины Тумановой. Спектакль она поставила не только к круглой дате со дня рождения Раневской, но и сделала подарок самой себе.

– В спектакле мне хотелось показать закулисную жизнь актрисы – сложную, трудную, как у любого большого актёра, – говорит Нина Туманова. – К тому же это был мой первый драматургический опыт. Если хотите, я хотела создать манифест в защиту актёрской природы. Поскольку я думаю, что именно театр спасёт мир…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА