25.10.2020 10:01

Судьба теплохода «Фёдор Абрамов»: выставят на торги или порежут «на иголки»?

Теплоход «Неман» у причала речного вокзала Котласа. Фото Е. Ломовского. Почтовая открытка. Москва, 1977 год
Теплоход «Фёдор Абрамов» в Самаре. 3 июля 2009 г. Фото из открытого интернет-источника

Родное имя этого двухпалубного теплохода, построенного в 1962 году в Будапеште, – «Неман»

Всего по заказу СССР в Венгрии было выпущено около полусотни пассажирских судов этого проекта. Придя на замену старым колёсным пароходам, они несколько десятилетий работали почти на всех крупных реках страны. На Северную Двину их пришло четыре.

В первый рейс с пассажирами «Неман» вышел из Котласа 30 мая 1964 года, а 16 июня «Правда Севера» поместила соответствующую заметку Я. Кирина: «…флот Северного речного пароходства пополнился тремя новыми комфортабельными теплоходами «Неман», «Пинега» и «Олекма»… Суда оборудованы новейшими радионавигационными приборами, автоматикой. Пассажирам созданы все условия для культурного отдыха. В одно-, двух- и многоместных каютах первого, второго и третьего классов, а также на плацкартных местах может разместиться 311 пассажиров.

На днях вместе с теплоходом «Индигирка» вновь полученные суда открыли скоростную линию Архангельск – Котлас. Теперь на <этой> транзитной линии курсируют девять судов… Первые рейсы показали, насколько выгодна для населения скорая пассажирская линия».

По расписанию двухпалубники из Котласа и Архангельска отправлялись раз в день. В пути длиной 619 километров они подходили к 34‑м пристаням (к 1983 году их число сократилось до 30‑ти). Ежедневно работали и суда на подводных крыльях «Ракета».

Старожил Дмитрий Борисоглебский вспоминает: «Чаще всего почему‑то мне попадался «Неман», хотя ходили они строго по очереди. Ни о каких автобусах тогда, в <19>80‑х, не могло быть и речи (хотя, наверно, они ходили), в деревню – только теплоходом или «Ракетой». Время прихода и отхода теплоходов я знал наизусть, как и все пристани по Двине до Березника. В 16.00 под «Прощание славянки» теплоход отходил от Морского-речного вокзала, проходил под мостом, поднимал антенну (этот момент нельзя было пропустить). Дальше бежишь на правый борт – смотреть на затонувший чёрный пароход с большой трубой в районе Бакарицы. Чуть позже – какой‑то неведомый и загадочный тогда «Архбум»… Конец августа – еду «в город». Поздний вечер, пристань на Двине и радостное ожидание теплоходных огней в темноте».

Первый капитан «Немана» – Анатолий Павлович Попов. Заведующий отделом Верхнетоемского райкома КПСС В. Хрушкой писал о нём в «Правде Севера» 6 августа 1965 года: «Он не только хозяин судна, но и замечательный лектор-просветитель. Это он первым на Северной Двине организовал экскурсии пассажиров по теплоходу…

В свободное от вахты время капитан идёт на палубы, в каюты, приглашает пассажиров в салон. Расспрашивает об их нуждах и неудобствах в пути. Внимательно выслушивает замечания, просьбы, советы и сразу же принимает меры… Все, кому повезло плыть на этом теплоходе, с большой теплотой говорят о его капитане. Удивительный, замечательный человек».

Не упускал возможности А. П. Попов устраивать встречи с «интересными людьми», следующими по своим делам в качестве пассажиров. «Правда Севера» регулярно писала об этом, например, в заметке В. Сальниковой 17 июня 1967 года – о встрече с Н. Жернаковым и Д. Ушаковым: «Члены экипажа попросили их выступить – почитать свои произведения, рассказать о творческих планах. К просьбе присоединились многие пассажиры «Немана». Писатели охотно согласились. Получилась живая, интересная беседа.

Н. К. Жернаков рассказал о работе 4‑го съезда советских писателей, делегатом которого он был. В заключение Николай Кузьмич прочёл отрывок из своей новой книги «Буйная Падегора».

Поэт Дмитрий Ушаков рассказал об особенностях своей, как он выразился, «стихотворной кузницы». Затем он прочёл свои ранние стихи и одно новое, написанное на борту теплохода».

Известно, что и сам Фёдор Абрамов неоднократно пользовался и колёсниками, и двухпалубниками, хотя, судя по его записям, недолюбливал этот вид транспорта за его медлительность.

Порой очередную навигацию на Северной Двине открывал именно «Неман». То, как это происходило, ярко описано в репортаже корреспондента «Правды Севера» Евгения Салтыкова (напечатан 6 мая 1967 года): «Если вам ещё не довелось на борту речного пассажирского судна пройти по вешней талой двинской воде, вы, честное слово, многое потеряли. Приход первого теплохода в каждом придвинском селе – настоящий праздник. Выходят на берег в нарядных платьях женщины, бегут по косогору, махая кепчонками, вездесущие мальчишки, в такой день и старики молодеют – заждались долгим снежным зимовьем весеннего пришельца с верховий!

Так было и нынче. Тем более что в наши дни величаво плывут по Северной Двине белоснежные скоростные комфортабельные пароходы. Такие, как «Неман», которому выпала высокая честь открыть пассажирскую навигацию… Встречать его вчера пришли на пристань… руководители Северного речного пароходства, представители общественных организаций города, родственники и знакомые пассажиров.

…Вот он у причала, светлый, огромный, уютный, плавучий многоэтажный дом… Капитан судна А. П. Попов рапортует начальнику… пароходства А. П. Введенскому о благополучном завершении первого рейса. А. П. Введенский сердечно поздравляет экипаж «Немана» с открытием навигации и говорит, обращаясь к пассажирам: «Добро пожаловать в Архангельск!» Первым десяти гостям, сошедшим на землю, вручаются проспекты речного флота с памятной надписью…

В верхнем салоне собралась команда теплохода, гости… А. П. Введенский передаёт экипажу на вечное хранение удостоверение на право открытия пассажирского движения в юбилейную навигацию пятидесятилетия Великого Октября, рассказывает о задачах, стоящих перед речниками Севера в знаменательном году. Капитан А. П. Попов, капитан-наставник В. С. Селянин, директор судового ресторана… В. Д. Сальникова делятся впечатлениями о первом рейсе. Начало неплохое. «Неман» шёл чётко по графику. Команда работала слаженно. В книге посетителей ресторана появились первые записи со словами благодарности работникам кухни, обслуживающему персоналу».

Как тут не вспомнить слова об Альке в финале абрамовской повести «Пелагея»: «…с открытием навигации она плавала буфетчицей на одном из видных пассажирских пароходов, ходивших по Северной Двине»!

Пока ещё не поздно

Вскоре после смерти Абрамова архангельские литераторы предложили переименовать в его честь один из двинских теплоходов; их поддержала широкая общественность, прежде всего Пинежского района. Сначала предполагалось, что это будет «Олекма», но в 1986 году её переименовали в «М. В. Ломоносов», а в 1989 году «Адмиралом Кузнецовым» стала прежняя «Индигирка». Имя «Федор Абрамов» в 1990 году присвоили теплоходу «Неман», – и в том же году было ликвидировано министерство речного флота РСФСР, которое заменил концерн «Росречфлот». Наверное, в надвигающихся новых экономических условиях хотелось сделать как лучше, но для отечественного речного пассажирского транспорта эта реорганизация стала началом неудержимого падения в бездну.

Впервые под новым именем «Федор Абрамов» торжественно ошвартовался у причала Морского-речного вокзала 31 мая 1991 года. На следующий день «Правда Севера» сообщала об этом: «Среди встречавших его горожан был и архангельский художник Фёдор Михайлович Фатьянов, хорошо знавший писателя. Он написал для теплохода портрет «Фёдор Абрамов на родине» и передал свой бескорыстный дар капитану судна М. А. Тананину». Архангельские писатели собрали для судна библиотеку…

Последнюю навигацию на Северной Двине двухпалубники провели в 1995 году. Официально их движение прекратилось из‑за катастрофического обмеления реки, но, конечно, здесь сложилось много причин, прежде всего финансовых: неимоверно возросшие цены на билеты на фоне обнищания людей привели к резкому падению пассажиропотока. Попытка возродить пассажирское движение в 2002–2006 годах хотя бы одним «Адмиралом Кузнецовым» успеха не имела.

В обычном месте своего зимнего отстоя – Лимендском затоне Котласа – теплоход «Федор Абрамов» простоял 13 лет, после чего его продали московским бизнесменам, которым понравилось, что интерьеры судна сохранились с начала 1960‑х годов почти без переделок, вплоть до дверных ручек и плафонов в каютах и салонах. Через Беломоро-Балтийский канал теплоход собственным ходом дошёл до Москвы, где был подготовлен к работе с туристами (при этом вместимость судна уменьшилась до 126 пассажиров).

В навигациях 2009–2011 годов «Федор Абрамов» совершил более 40 круизов по Волге, получив от туристов немало одобрительных отзывов. Однако случилось так, что в июне 2011 года его тогдашний капитан перешёл на другое судно и увёл за собой почти всю команду. В результате судно, отвечающее всем современным требованиям безопасности речного судоходства, снова оказалось в затоне, на сей раз в Ярославле, где и простояло остаток той и всю следующую навигацию. В 2013 году теплоход вновь совершил несколько волжских круизов, но с 2014 года больше не эксплуатировался.

Дольше всех из четырёх двинских двухпалубников сохраняла своё родное имя «Пинега» – до тех пор, пока в 1994 году не была продана одной российско-польской компании, использовавшей его в Калининграде как плавучую гостиницу под названием «Ганза». Его давно уже нет, разрезан в Польше в 2015 году. «Адмирал Кузнецов» пока жив, хотя по своему прямому назначению давно не используется, сейчас стоит в том же Ярославле. Больше всего повезло «М. В. Ломоносову» – в 2004 году его купил основатель и лидер группы «Дюна» Виктор Рыбин, после чего судно было полностью реконструировано…

Но вот в сентябре 2020 года пришла печальная весть: «Судебные приставы арестовали теплоход «Федор Абрамов» в счёт погашения долга за услуги стоянки судна в Ярославском речном порту. Арбитражный суд Москвы установил начальную стоимость теплохода в размере 1,2 млн руб. Если в установленный срок задолженность не будет погашена, судебные приставы выставят теплоход на торги…»

Может быть, в год столетия Фёдора Абрамова попытаться спасти названный его именем теплоход и вернуть его в Архангельск? Нужно только приложить волю и желание, и достойное применение ему обязательно найдётся!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Геннадий МАРТЫНОВ, автор «Летописи жизни и творчества Фёдора Абрамова», Санкт-Петербург