Судьба теплохода «Фёдор Абрамов»: выставят на торги или порежут «на иголки»?

25 октября 10:01 Море 100 лет Фёдору Абрамову Из газеты
Теплоход «Неман» у причала речного вокзала Котласа. Фото Е. Ломовского. Почтовая открытка. Москва, 1977 год
Теплоход «Неман» у причала речного вокзала Котласа. Фото Е. Ломовского. Почтовая открытка. Москва, 1977 год

Родное имя этого двухпалубного теплохода, построенного в 1962 году в Будапеште, – «Неман»

Всего по заказу СССР в Венгрии было выпущено около полусотни пассажирских судов этого проекта. Придя на замену старым колёсным пароходам, они несколько десятилетий работали почти на всех крупных реках страны. На Северную Двину их пришло четыре.

В первый рейс с пассажирами «Неман» вышел из Котласа 30 мая 1964 года, а 16 июня «Правда Севера» поместила соответствующую заметку Я. Кирина: «…флот Северного речного пароходства пополнился тремя новыми комфортабельными теплоходами «Неман», «Пинега» и «Олекма»… Суда оборудованы новейшими радионавигационными приборами, автоматикой. Пассажирам созданы все условия для культурного отдыха. В одно-, двух- и многоместных каютах первого, второго и третьего классов, а также на плацкартных местах может разместиться 311 пассажиров.

На днях вместе с теплоходом «Индигирка» вновь полученные суда открыли скоростную линию Архангельск – Котлас. Теперь на <этой> транзитной линии курсируют девять судов… Первые рейсы показали, насколько выгодна для населения скорая пассажирская линия».

По расписанию двухпалубники из Котласа и Архангельска отправлялись раз в день. В пути длиной 619 километров они подходили к 34‑м пристаням (к 1983 году их число сократилось до 30‑ти). Ежедневно работали и суда на подводных крыльях «Ракета».

Старожил Дмитрий Борисоглебский вспоминает: «Чаще всего почему‑то мне попадался «Неман», хотя ходили они строго по очереди. Ни о каких автобусах тогда, в <19>80‑х, не могло быть и речи (хотя, наверно, они ходили), в деревню – только теплоходом или «Ракетой». Время прихода и отхода теплоходов я знал наизусть, как и все пристани по Двине до Березника. В 16.00 под «Прощание славянки» теплоход отходил от Морского-речного вокзала, проходил под мостом, поднимал антенну (этот момент нельзя было пропустить). Дальше бежишь на правый борт – смотреть на затонувший чёрный пароход с большой трубой в районе Бакарицы. Чуть позже – какой‑то неведомый и загадочный тогда «Архбум»… Конец августа – еду «в город». Поздний вечер, пристань на Двине и радостное ожидание теплоходных огней в темноте».

Первый капитан «Немана» – Анатолий Павлович Попов. Заведующий отделом Верхнетоемского райкома КПСС В. Хрушкой писал о нём в «Правде Севера» 6 августа 1965 года: «Он не только хозяин судна, но и замечательный лектор-просветитель. Это он первым на Северной Двине организовал экскурсии пассажиров по теплоходу…

В свободное от вахты время капитан идёт на палубы, в каюты, приглашает пассажиров в салон. Расспрашивает об их нуждах и неудобствах в пути. Внимательно выслушивает замечания, просьбы, советы и сразу же принимает меры… Все, кому повезло плыть на этом теплоходе, с большой теплотой говорят о его капитане. Удивительный, замечательный человек».

Не упускал возможности А. П. Попов устраивать встречи с «интересными людьми», следующими по своим делам в качестве пассажиров. «Правда Севера» регулярно писала об этом, например, в заметке В. Сальниковой 17 июня 1967 года – о встрече с Н. Жернаковым и Д. Ушаковым: «Члены экипажа попросили их выступить – почитать свои произведения, рассказать о творческих планах. К просьбе присоединились многие пассажиры «Немана». Писатели охотно согласились. Получилась живая, интересная беседа.

Н. К. Жернаков рассказал о работе 4‑го съезда советских писателей, делегатом которого он был. В заключение Николай Кузьмич прочёл отрывок из своей новой книги «Буйная Падегора».

Поэт Дмитрий Ушаков рассказал об особенностях своей, как он выразился, «стихотворной кузницы». Затем он прочёл свои ранние стихи и одно новое, написанное на борту теплохода».

Известно, что и сам Фёдор Абрамов неоднократно пользовался и колёсниками, и двухпалубниками, хотя, судя по его записям, недолюбливал этот вид транспорта за его медлительность.

Порой очередную навигацию на Северной Двине открывал именно «Неман». То, как это происходило, ярко описано в репортаже корреспондента «Правды Севера» Евгения Салтыкова (напечатан 6 мая 1967 года): «Если вам ещё не довелось на борту речного пассажирского судна пройти по вешней талой двинской воде, вы, честное слово, многое потеряли. Приход первого теплохода в каждом придвинском селе – настоящий праздник. Выходят на берег в нарядных платьях женщины, бегут по косогору, махая кепчонками, вездесущие мальчишки, в такой день и старики молодеют – заждались долгим снежным зимовьем весеннего пришельца с верховий!

Так было и нынче. Тем более что в наши дни величаво плывут по Северной Двине белоснежные скоростные комфортабельные пароходы. Такие, как «Неман», которому выпала высокая честь открыть пассажирскую навигацию… Встречать его вчера пришли на пристань… руководители Северного речного пароходства, представители общественных организаций города, родственники и знакомые пассажиров.

…Вот он у причала, светлый, огромный, уютный, плавучий многоэтажный дом… Капитан судна А. П. Попов рапортует начальнику… пароходства А. П. Введенскому о благополучном завершении первого рейса. А. П. Введенский сердечно поздравляет экипаж «Немана» с открытием навигации и говорит, обращаясь к пассажирам: «Добро пожаловать в Архангельск!» Первым десяти гостям, сошедшим на землю, вручаются проспекты речного флота с памятной надписью…

В верхнем салоне собралась команда теплохода, гости… А. П. Введенский передаёт экипажу на вечное хранение удостоверение на право открытия пассажирского движения в юбилейную навигацию пятидесятилетия Великого Октября, рассказывает о задачах, стоящих перед речниками Севера в знаменательном году. Капитан А. П. Попов, капитан-наставник В. С. Селянин, директор судового ресторана… В. Д. Сальникова делятся впечатлениями о первом рейсе. Начало неплохое. «Неман» шёл чётко по графику. Команда работала слаженно. В книге посетителей ресторана появились первые записи со словами благодарности работникам кухни, обслуживающему персоналу».

Как тут не вспомнить слова об Альке в финале абрамовской повести «Пелагея»: «…с открытием навигации она плавала буфетчицей на одном из видных пассажирских пароходов, ходивших по Северной Двине»!

Пока ещё не поздно

Вскоре после смерти Абрамова архангельские литераторы предложили переименовать в его честь один из двинских теплоходов; их поддержала широкая общественность, прежде всего Пинежского района. Сначала предполагалось, что это будет «Олекма», но в 1986 году её переименовали в «М. В. Ломоносов», а в 1989 году «Адмиралом Кузнецовым» стала прежняя «Индигирка». Имя «Федор Абрамов» в 1990 году присвоили теплоходу «Неман», – и в том же году было ликвидировано министерство речного флота РСФСР, которое заменил концерн «Росречфлот». Наверное, в надвигающихся новых экономических условиях хотелось сделать как лучше, но для отечественного речного пассажирского транспорта эта реорганизация стала началом неудержимого падения в бездну.

Впервые под новым именем «Федор Абрамов» торжественно ошвартовался у причала Морского-речного вокзала 31 мая 1991 года. На следующий день «Правда Севера» сообщала об этом: «Среди встречавших его горожан был и архангельский художник Фёдор Михайлович Фатьянов, хорошо знавший писателя. Он написал для теплохода портрет «Фёдор Абрамов на родине» и передал свой бескорыстный дар капитану судна М. А. Тананину». Архангельские писатели собрали для судна библиотеку…

Последнюю навигацию на Северной Двине двухпалубники провели в 1995 году. Официально их движение прекратилось из‑за катастрофического обмеления реки, но, конечно, здесь сложилось много причин, прежде всего финансовых: неимоверно возросшие цены на билеты на фоне обнищания людей привели к резкому падению пассажиропотока. Попытка возродить пассажирское движение в 2002–2006 годах хотя бы одним «Адмиралом Кузнецовым» успеха не имела.

В обычном месте своего зимнего отстоя – Лимендском затоне Котласа – теплоход «Федор Абрамов» простоял 13 лет, после чего его продали московским бизнесменам, которым понравилось, что интерьеры судна сохранились с начала 1960‑х годов почти без переделок, вплоть до дверных ручек и плафонов в каютах и салонах. Через Беломоро-Балтийский канал теплоход собственным ходом дошёл до Москвы, где был подготовлен к работе с туристами (при этом вместимость судна уменьшилась до 126 пассажиров).

В навигациях 2009–2011 годов «Федор Абрамов» совершил более 40 круизов по Волге, получив от туристов немало одобрительных отзывов. Однако случилось так, что в июне 2011 года его тогдашний капитан перешёл на другое судно и увёл за собой почти всю команду. В результате судно, отвечающее всем современным требованиям безопасности речного судоходства, снова оказалось в затоне, на сей раз в Ярославле, где и простояло остаток той и всю следующую навигацию. В 2013 году теплоход вновь совершил несколько волжских круизов, но с 2014 года больше не эксплуатировался.

Дольше всех из четырёх двинских двухпалубников сохраняла своё родное имя «Пинега» – до тех пор, пока в 1994 году не была продана одной российско-польской компании, использовавшей его в Калининграде как плавучую гостиницу под названием «Ганза». Его давно уже нет, разрезан в Польше в 2015 году. «Адмирал Кузнецов» пока жив, хотя по своему прямому назначению давно не используется, сейчас стоит в том же Ярославле. Больше всего повезло «М. В. Ломоносову» – в 2004 году его купил основатель и лидер группы «Дюна» Виктор Рыбин, после чего судно было полностью реконструировано…

Но вот в сентябре 2020 года пришла печальная весть: «Судебные приставы арестовали теплоход «Федор Абрамов» в счёт погашения долга за услуги стоянки судна в Ярославском речном порту. Арбитражный суд Москвы установил начальную стоимость теплохода в размере 1,2 млн руб. Если в установленный срок задолженность не будет погашена, судебные приставы выставят теплоход на торги…»

Может быть, в год столетия Фёдора Абрамова попытаться спасти названный его именем теплоход и вернуть его в Архангельск? Нужно только приложить волю и желание, и достойное применение ему обязательно найдётся!

Геннадий МАРТЫНОВ, автор «Летописи жизни и творчества Фёдора Абрамова», Санкт-Петербург

Последние новости

24 ноября Культурафото пресс-служба Северного хора

В Архан­гель­ске прой­дет кон­церт, посвящ­ен­ный 100-ле­тию писа­теля Фёдо­ра Абрамова

24 ноября Общество

Алек­сандр Цыбуль­ский пред­ло­жил возоб­новить рабо­ту мед­пункта в Цигломени

24 ноября Происшествияфото пресс-службы 112

В 12 кило­мет­рах от Верх­ней Тоймы на реке застря­ла аэролодка

24 ноября Происшествия

Муж­чина из Архан­гель­ской области захва­тил в залож­ники шес­терых детей в при­го­ро­де Петер­бурга

24 ноября Закон

Админ­ис­тра­ция При­морс­ко­го райо­на дол­жна вер­нуть слу­жеб­ный автомо­биль, стои­мос­тью 1,8 мил­ли­она рублей

24 ноября Экономика

Более 2 500 само­заня­тых зарег­ис­три­ро­ва­но в Архан­гель­ской области

24 ноября Экономика

Архан­гель­ская область будет раз­вивать сот­рудни­чес­тво с Рес­пуб­ли­кой Узбе­кис­тан

24 ноября ЭкономикаВсе новые жилые комплексы имеют самый высокий класс энергоэффективности А+.

Груп­па «Аквил­он»: Раз­ум­ный выбор качест­ве­нного жилья

24 ноября

В Архан­гель­ской области обнови­ли ста­тис­тику смер­тей из-за коро­нави­руса

24 ноября

361 новый слу­чай COVID-19 выяв­лен в Архан­гель­ской области за сутки

24 ноября Происшествия

Жите­ля Архан­гель­ска оштра­фо­ва­ли за оправда­ние тер­рор­из­ма в интернете

24 ноября

Уче­ни­ков школы Архан­гель­ска, где во время урока час­тично упал пото­лок, рас­пусти­ли на каникулы

24 ноября Из жизни

На пере­праве на Кегос­тров уста­но­вят фона­ри со све­тоди­од­ными лампами

24 ноября СпортФото Агентство по спорту Архангельской области

Моло­деж­ка «Север­ной Дви­ны» – победи­тель пер­венства области по мини-фут­болу

24 ноября Происшествия

В Архан­гель­ске води­тель ино­мар­ки сбил пен­си­онер­ку и уехал с места ДТП

24 ноября Закон

Более 300 мил­ли­онов руб­лей пере­вели мошен­ни­кам жите­ли Архан­гель­ской области в 2020 году

24 ноября Происшествия

Кот­лоша­нина обок­рали во время пере­сад­ки на стан­ции «Мос­ква-Ярос­лавс­кая»

24 ноября Происшествия

В Вель­ске искали 10-лет­него маль­чика, кото­рый самос­то­ятель­но ушёл из больницы

24 ноября

Алек­сандр Цыбуль­ский приз­вал глав муни­ципа­ли­те­тов актив­нее конт­ро­ли­ро­вать соб­люде­ние мер про­фил­ак­тики COVID-19

24 ноября Происшествия

Быв­ший чинов­ник Нарьян-Мара пере­чис­лила 60 мил­ли­онов руб­лей за недос­тро­ен­ные дома

24 ноября

В Белом море нов­ей­шая атом­ная под­вод­ная лодка «Казань» выпол­нила ракет­ную стрельбу

24 ноября Экономика

Новый аэро­порт «Солов­ков» про­вери­ли на безо­пас­ность от столк­но­ве­ния с птицами

23 ноября Спорт

Болель­щи­кам «Вод­ника» раз­реши­ли завтра с три­бун под­дер­жать люби­мую команду

Похожие материалы

24 ноября Культурафото пресс-служба Северного хора

В Архан­гель­ске прой­дет кон­церт, посвящ­ен­ный 100-ле­тию писа­теля Фёдо­ра Абрамова

21 ноября Культура

Играла на ман­доли­не и гита­ре: кар­пог­ор­ские учи­теля писа­теля Фёдо­ра Абрамова

12 ноября Культура

Два Фёдо­ра: Абра­мов и Фатьянов

7 ноября Культура

Про­дол­же­ние исто­рии о судь­бе теп­лохо­да «Фёдор Абрамов»

7 ноября Культура

Год Фёдо­ра Абрамо­ва: исто­рия одной фотог­ра­фии

31 октября Культура

Автор «Лето­писи жизни Фёдо­ра Абрамо­ва»: Как фор­миро­вал­ся харак­тер писателя

25 октября Теплоход «Неман» у причала речного вокзала Котласа. Фото Е. Ломовского. Почтовая открытка. Москва, 1977 год

Судь­ба теп­лохо­да «Фёдор Абрам­ов»: выста­вят на торги или поре­жут «на иголки»?

20 октября Культура

В Архан­гель­ске зазву­чит «Живое слово Абрамова»

16 октября КультураСобственный дом Людмилы и Бориса Егоровых в Верколе, подаренный
ими в феврале 1993 года Веркольскому литературно-мемориальному
музею Фёдора Абрамова с условием, что в нём будет размещена
постоянная экспозиция «Современное народное искусство Пинежья»,
в которую должны входить, в том числе, работы самодеятельных
художников Дмитрия Клопова и Владилена Бутюкова

Как Фёдор Абра­мов обре­тал в род­ной дерев­не собст­вен­ный дом

9 октября Культура

Свои­ми путями

30 сентября Колонка редактора

Про ковыль

30 сентября Культурафото Валентины Оняковой

«Этот памят­ник не стоит свя­зывать с твор­чест­вом Абрамова»

23 сентября Культура

«Кро­ме меня, некому…»