26.02.2015 08:39

Высокий класс – для провинции

Виолончелист Денис Северин

Архангельские любители классической музыки стали свидетелями праздника виолончельной музыки.

В концерте Камерного оркестра, прошедшем в Биржевом зале Гостиного двора, выступал Денис Северин – как солист и как руководитель исполнения барочного ансамбля.

Имя швейцарского виолончелиста Дениса Северина – новое для нашего слушателя. Он профессор Высшей школы музыки в Женеве и Высшей школы искусств в Берне, музыкант, основной профиль которого «классическая» виолончель, при этом обладающий обширными знаниями и мастерством в области музыки барокко.

При этом, как оказалось, Архангельск виолончелисту знаком уже давно.

– Денис Николаевич, вы не впервые сотрудничаете с Камерным оркестром. С чего началось это сотворчество?

– Честно говоря, для моей карьеры это уникальный случай. Когда я учился в Московской консерватории, Владимир Онуфриев дополнял свой оркестр студентами, и тогда я имел такое удовольствие посетить Архангельск и играть в этом коллективе. Это было интересно и полезно – я проходил здесь тот репертуар, который впоследствии очень много раз играл.

Потом я уезжал учиться в Европу, после чего мы возобновили наш контакт, и вот я снова в Архангельске, спустя 20 лет, совершенно в другом амплуа.

– Как складывается ваша работа с оркестром?

– Не обижая никого, хочу заметить, что Архангельск – это провинция, и для провинции Камерный оркестр – очень высокого класса коллектив. Думаю, нужно отдать должное и художественному руководителю, и главному дирижеру, и правительству области, а главное – музыкантам, которые работают и всегда держат себя в форме.

– Вы активно гастролируете по Европе, России, Украине. Как, на ваш взгляд, меняется культурное пространство от одной страны к другой? Как публика воспринимала классическую музыку раньше и как сейчас?

– К сожалению, времена не всегда меняются в лучшую сторону. Современные дети вынуждены слушать много «грязи», идущей из радиоприемников, СМИ и так далее С помощью Генделя, Моцарта мы стараемся «очистить» современную культуру. По сути, мы на войне. Именно поэтому, пока у меня есть возможность, я выделяю время на работу с детьми и, думаю, что это даже важнее репетиций и выступлений. То, что мы сейчас закладываем в наших детей, учеников, покажет себя в будущем, в противном случае через 20 лет возникнет ситуация, когда в оркестре просто некому будет играть.

– Каково отношение к классической музыке в Швейцарии, в Европе в целом?

– Дело в том, что она там родилась. И если смотреть в корень, то в Архангельской области на скрипках и виолончелях никто не играл. Здесь жили поморы, которые играли на народных инструментах. В Германии, например, классическая музыка заложена «в корнях».

В свое время русская интеллигенция это понимала, поэтому мы ездили в Европу и привозили музыку на Родину, сначала в столицы, а затем и в другие города.

Именно так и появилась советская школа, образцами для которой послужила немецкая, итальянская и голландская музыка. В наши дни в Европе классика, безусловно, все еще пользуется популярностью.

Конечно, там сталкиваются с той же проблемой современной культуры, и классической музыке в Европе также непросто.

– Недавно вы по своей инициативе объездили всю Украину с бесплатными мастер-классами для детей.

– Я назвал этот проект «Музыка для мира» и объединил им поездки в Латвию, Россию, Казахстан и Украину.

Мне больно от того, что происходит в последнее время, как все мы противостоим друг другу. Какое отношение мы, музыканты, имеем к этому? Я пережил и критический 1991 год, и стрельбу по Белому дому в 1993-м, и «оранжевую революцию» на Украине. И мне просто все это надоело. Есть люди – и точка. А какой национальности эти люди – мне все равно.

Украине я уделяю больше всего внимания, так как это моя родина, я харьковчанин, и в этой стране сейчас серьезный кризис – как финансовый, так и культурный.

Иногда не хватает педагогов, иногда у детей просто нет качественных инструментов, даже нет струн. Поэтому я и мои друзья, коллеги основали ассоциацию «Искусство без границ». Мы организовываем благотворительные концерты, а все вырученные деньги идут в фонд ассоциации.

– Как вас принимали дети из украинских музыкальных школ?

Я давно к ним езжу, поэтому они меня уже называют «виолончельный папочка».

Радует то, что у детей и их родителей есть искренний интерес к виолончели.

Я считаю, дети должны играть на музыкальных инструментах, и сейчас я говорю это в первую очередь для родителей. Нужно отдавать детей в музыкальные школы.

Да, лишь один из ста окажется талантливым, зато остальные 99 научатся слушать и слышать музыку.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Евгения БЕКТАСОВА.