Управляющая компания перекрыла вентиль, заявив об опасности аварии, и теперь требует от жильцов 600 тысяч рублей на капитальный ремонт.
Дом 34 корпус 3 по улице Севстрой – единственный двухэтажный панельный дом в Цигломени, районе, расположенном по левому берегу реки Северная Двина, недалеко от Архангельска. Дом был построен в 1993 году Цигломенским ЛДК, и квартиры в нём получили работники этого предприятия. Зинаида проработала на предприятии оператором на линии досок почти всю свою жизнь. Признаётся, что с трепетом наблюдала, как строили дом, а потом – с радостью праздновали новоселье. Почти 26 лет она исправно оплачивает коммунальные платежи, несмотря на то что на это уходит бóльшая часть пенсии. А сегодня с волнением и тревогой признаётся, что не знает, где найти 50 тысяч рублей, которые с неё требует управляющая компания, чтобы вернуть в квартиру горячую воду.
Проблемы с горячей водой в доме начались два года назад. Жильцы стали замечать, что изменился цвет и вкус воды из крана.
– Так ведь зубы чистишь или посуду моешь – видно же, что ржавой водой, – рассказывает Александр, один из жильцов дома. – Пожаловались в управляющую компанию, там только отмахнулись. Написали в Роспотребнадзор. Пришли специалисты, взяли пробы холодной и горячей воды на входе в дом и выходе. Выяснилось, что холодная вода безопасная, а вот горячая – нет. Специалисты пояснили, что техническая вода из системы отопления пробивается в систему горячего водоснабжения. Видимо, ведомство сообщило этот факт нашей управляющей компании.
Летом 2020 года управляющая компания «Окраина» заключила договор с компанией «Респект», которая должна была провести экспертную оценку системы горячего водоснабжения в доме. 30 июля её специалист вместе с представителем управляющей компании осмотрели подвал дома, провели фотосъёмку. Согласно заключению, подогрев воды в доме осуществляется с помощью скоростного секционного водонагревателя, от него через систему розлива и трубопровод вода попадает в квартиры. 25 процентов секций водонагревателя заглушены, то есть перекрыты из‑за разрывов (по информации управляющей компании), а физический износ всей системы подогрева и розлива горячей воды составляет 65 процентов.
– Фактический срок службы труб стояков системы горячего водоснабжения составляет 27 лет, что превышает нормативные 10 лет для чёрных труб и 20 лет для оцинкованных, – говорится в заключении экспертов. – Для устранения выявленных дефектов системы ГВС необходимо выполнить ремонтные работы по замене розлива, скоростного секционного водонагревателя, старых стальных стояков. Объём этих работ значительно превышает 15 процентов от общего объёма данной системы, то есть необходимо проведение капитального ремонта системы горячего водоснабжения.
На фотографиях труб, представленных в отчёте экспертов, действительно печальная картина: кругом коррозия, свищи и хомуты. Вывод экспертов однозначный – если систему не ремонтировать, это может привести не только к аварии, но и появлению грибка в квартирах нижнего этажа или даже к повреждению несущих конструкций в подвале – свай, стен и перекрытий –из‑за постоянного воздействия влаги и пара при прорыве труб. Основываясь на выводах экспертов, управляющая компания составила смету работ, которую и показала жильцам дома вместе с ужасающими фотографиями из подвала. Вот только оказалось, что в смету попали не только рекомендованные экспертами работы, но и другие «хотелки» управляйки, как говорят жильцы. Например, вместе с системой горячего водоснабжения специалисты управляющей компании предлагают сразу поменять и систему холодного водоснабжения, а также заменить стояки в квартирах. При этом во многих из них – стояки новые. Этот факт отражён и в экспертном заключении.
Жильцы дома признаются, что управляющая компания, обслуживающая дом, менялась несколько раз.
– Правда, скорее всего только названия меняли, – утверждают жильцы. – Начальство всё то же, что и принципы работы с населением. Сначала не дозвонишься, а потом тебя даже слушать не станут: рявкнут фразу «звоните начальству», включают музыку и до свидания. Возможности поменять управляющую компанию фактически нет – на наш рынок никто не идёт.
С конца 2020 года и до сегодняшнего дня управляющая компания общается с жильцами дома исключительно через объявления на дверях подъезда. Сначала там появилась смета работ почти на 600 тысяч рублей – мелкими буквами на двух листах. Потом предложение о проведении заочного голосования по утверждению, в том числе, объёма и стоимости капитального ремонта, затем объявление о том, что если жильцы не соберут дополнительно деньги, горячую воду отключат совсем, а 13 апреля 2021 года уведомление, что вентиль на системе горячей воды всё‑таки перекрыли.
– Зачем вам эта горячая вода, поставьте водонагреватели. Это всё, что мы услышали по телефону, когда звонили в управляющую компанию после отключения воды, – рассказывают жильцы.
По информации фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области, работы на инженерных сетях дома на улице Севстрой запланированы на период с 2041 по 2043 год. Средства региональной программы по капремонту до 2022 года уже распределены. Чисто теоретически существует шанс попасть в краткосрочный план ремонтов, который находится в ведении департамента городского хозяйства Архангельска. Но жильцов сразу предупреждают – он слишком призрачный.
– Нам говорят – переходите на спецсчет, – рассказывает один из жильцов. – Но этот процесс займёт год. Да и дом у нас небольшой, чтобы накопить такую сумму, понадобится много времени. Сейчас у нас накоплено примерно 340 тысяч рублей на лицевом счёте фонда капитального ремонта. И что же нам всё это время без горячей воды сидеть? Ну, купим мы все водонагреватели, как включим их все одновременно, а в доме ещё и плиты электрические, и техника у всех работает – так система‑то выдержит? Никто нам на этот вопрос ответить не может.
Из заключения экспертов жильцы дома сделали свой вывод – выходит, всё это время управляющая компания не проводила должный текущий ремонт инженерных систем дома, что, собственно, их и привело к такому плачевному состоянию. Но даже после этого они пытались решить эту проблему с «управляйкой».
– Мы говорим – давайте пересмотрим смету, – говорит один из собственников жилья. – Уберём работы по системе холодного водоснабжения, уберём замену стояков в квартирах. К примеру, у некоторых они уже поменяны. Посмотрим трубки, которые можно перевальцевать, запорную арматуру – что‑то меняем, а что‑то ещё постоит. Можно при желании пока обойтись текущим ремонтом, ведь очевидно, что предлагаемая смета завышена до потолка. Но они отвечают, что им не интересен текущий ремонт, нужен капитальный. «Мы работать не будем, сидите без воды – вот и всё». Мы в округ звонили, чтобы помогли решить проблему, а там говорят – звоните в жилинспекцию. Звонили туда, а они говорят – обратитесь в округ. Куда бы мы ни обращались, желания помочь людям нет. Отфутболивают по кругу. 13 апреля было вынесено решение Исакогорского суда, чтобы управляющая компания обеспечила дом безопасной водой. Роспотребнадзор подавал иск. Есть информация, что в нём нет предписания перекрыть вентиль. Но, видимо, наша «управляйка» выбрала самый простой способ решения проблемы – отключить воду совсем.
Во дворе одна из жительниц дома Валентина показывает собравшимся соседям на телефоне видео с четырёхлетним внуком.
– Бабушка, я тебе отдам три денежки, я хотел на телефон, но лучше тебе дать на горячую воду, – раздаётся детский голос.
Люди смеются, а потом начинают обсуждать, где дешевле купить водонагреватели. Говорят, что в домах по соседству с аналогичной проблемой люди жили без горячей воды пять лет.