05.12.2019 09:05

Как в Тромсё, городе-побратиме Архангельска, справляются с «мусорной проблемой»

Тромсё так же утопает в снегу, как и его побратим Архангельск
Мусор собирается в разноцветные пакеты
На мусороперерабатывающем заводе мусор сортируется автоматически – по цвету пакетов

Посадка в аэропорту Тромсё – одно из самых красивых и захватывающих зрелищ. 

Сначала пятнадцать минут самолёт летит по ущелью, на одном уровне с горными вершинами. Потом начинается страшное. Крутой вираж влево и разворот на 90 градусов – раз, крутой вираж влево и такой же разворот – два. После самолёт Прохожие могут воспользоваться удобными контейнерамиснижается. Из иллюминатора видны лишь горы и вода, которая становится ближе с каждой минутой. Взлётно-посадочная полоса появляется в самом конце. Страшно, но как красиво!

Тромсё – город-побратим Архангельска. Хотя по всем параметрам Котлас ему явно ближе. Население – около 70 тысяч человек. Большая часть населения работает в сфере торговли либо сфере услуг. Выделяется компания Remics, которая занимается тем, что в России отдали на откуп региональным операторам, – разрабатывает схему обращения с отходами. Что важнее – реализует её.

Что нужно знать о компании? Главное, пожалуй, то, что она государственная. Принадлежит городу, даже не региону. Платит налоги, работает в плюс. Именно это было известно, когда поездку планировали. Со всем остальным – в первую очередь технологиями – норвежцы любезно согласились нас ознакомить.

Представьте самый большой и мощный промышленный пылесос. Один из таких Стекло занимает отдельный контейнеря видел на какой‑то промышленной выставке. Презентовали его следующим образом. В огромную трубу опускали боулинговый шар. После включали тягу, и шар медленно начинал скользить вверх.

Теперь представьте мусоровоз, который остановился метрах в ста от вашего дома. Водитель подходит к металлическому столбику диаметром сантиметров 50, тянет от мусоровоза огромный шланг и подключает к этой конструкции. После нажимает что‑то на пульте и включает тягу. Через несколько минут весь мусор, который был в многоквартирном доме собран, оказался внутри машины. Ни запаха, ни грязи. И никакого понимания, как это возможно.

Идём внутрь дома. Как оказалось – на подземную парковку. В Норвегии очень много таких, даже если дом не очень большой. На подземной парковке три помещения. В одном стоят два огромных мусорных контейнера – один в один как на любой российской стройке. В других помещениях лючки – это мусоропровод, который ведёт к этим контейнерам. Рядом с лючками – пакеты для сортировки мусора. Всего четыре типа. Бумага, пластик, пищевые отходы и прочее. Пакеты разного цвета. А, главное, бесплатные. В городе они раздаются практически везде. Даже в здании городской мэрии.

Цветные пакеты – первый кит системы обращения с отходами, которая функционирует в городе. Основных функции две – первая, чтобы люди не путали Вредные отходы собираются отдельнои не мешали мусор, вторая, чтобы система на заводе могла определить тип мусора и правильно его рассортировать, а после переработать. И это первый шок. Ведь получается, что не нужны разные контейнеры, разные мусоровозы. У нас вон – отдельный для пластика появился. Оказывается, можно было просто цветные пакеты сделать.

Норвежцы успокаивают. Важно, как система работает в комплексе. А главное, для каждой страны, местности, города она может быть индивидуальной. В столице страны – Осло – или в соседней Швеции сортируют в разнотипные баки. В Тромсе просто выбрали такую систему, посчитав его оптимальной, учитывая объёмы мусора, количество населения, бюджет и ряд других параметров.

От жилого дома едем к дому, который строят. С видом на бухту возводится целый комплекс четырёх- и пятиэтажных зданий. В ближайшем будущем – один из самых престижных районов Тромсе. У входа на стройплощадку нас встречает представитель компании застройщика и Remics.

На стройке мусор тоже сортируют. Прямо на въезде на территорию стоят несколько больших контейнеров – в одном дерево, в другом кирпич, в третьем ещё что‑то. Всего ёмкостей шесть или семь. Едва они заполняются – мусор отвозят на переработку или на продажу. Лучше всего, говорят норвежцы, покупают дерево. В основном поляки и шведы. Первые потом из отходов деревообработки делают ламинат, вторые – мебель Ikea. Остальной мусор используют по‑разному.

В России, кстати, мусор со строительных площадок часто используют, когда строят дороги. А точнее, призму будущей дороги. Норвежцы одобрили. Мы вздохнули – хоть что‑то у нас хорошо!

Присутствие экологической компании на стройке оправдано по другой причине. Вывоз мусора со строительства жилых домовПри строительстве любого объекта в городе они выступают консультантами на этапе проектирования и строительства. По-простому – объясняют, как правильно организовать сбор мусора на объекте, чтобы новый дом не нарушал систему обращения с отходами. Все эти консультационные услуги компании оказывает бесплатно. И это второй кит норвежской системы обращения с отходами. Комплексный подход и долгосрочное планирование.

Третий кит, сделавший Тромсе, да и Норвегию в целом, местом, где природе человеком наносится минимальный ущерб – это технологии. О том, как мусор собирают, уже сказано. Теперь о том, как его перерабатывать.

Официально ситуация в городе сейчас следующая – 50 процентов мусора идёт на переработку. Пластик, бутылки, дерево, бумага – все ресурсы, которые продают, что‑то производят. И это как раз то, что нам надо начать делать в первую очередь. Если брать те же свалки – 80 процентов объёма мусорной горы занимают перечисленные материалы. Мусор сортируют в автоматическом режиме. Автоматика определяет путь пакета при помощи оптических сенсоров, реагируя на цвет пакета

Ещё 45 процентов – сжигают, вырабатывая энергию. Для обывателя экологические характеристики завода можно описать следующим образом. Концентрация вредных веществ в кубическом метре выбросов меньше, чем производит легковой автомобиль, который заправляют топливом стандарта Евро 6. Есть несколько степеней очистки. Первая происходит непосредственно в самих котлах, при температуре 1260 градусов выгорает значительная часть вредных веществ.

Предприятие расположено всего в двух километрах от жилых домов. Из трубы не идёт никакого дыма. Только пар. Вообще, как утверждают в самой компании – если разделить завод на пять частей, то одна пятая – это камера сжигания. Всё остальное – система фильтрации.

Такое у нас возможно. Но необходимо, как минимум, утвердить окончательно законодательную базу. Производство «зелёного электричества» обходится дороже. Нужна законодательная база, чтобы обязать сбытовые компании принимать в сети выработанную таким образом энергию. Также необходимо разработать механизм, который будет компенсировать потребителю часть конечной стоимости электричества.

С большей частью мусора разобрались – остаётся ещё пять процентов. Четыре процента – это то, что идёт в итоге на полигон. Мусор, который не переработаешь и нельзя использовать как топливо. На полигон же отправляют и пепел, который остаётся после работы печей. А вот последний процент самый важный. Это отходы вторичного потребления. Проще – вещи, которые нам не нужны и мы готовы их выкинуть, но они могут пригодиться кому‑то другому.

По этой причине на территории предприятия открыт обычный, но очень большой секонд-хенд магазин. Сюда жители города привозят все ненужные вещи. Другие их здесь покупают. Вырученные деньги идут на нужды предприятия.

На создание системы обращения с отходами ушло 20 лет. Всё это время город и компания, как и продолжают сейчас, занимались образованием. Буквально, еженедельно читали семинары для всех желающих. Проводили дни открытых дверей для желающих посетить предприятие. Возможно, нам стоит пойти по этому пути. Как известно, когда все эксперты – никто не специалист.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Артур ХОДЫРЕВ, корреспондент телеканала «Россия 24», специально для «Правды Севера». Фото автора