23.05.2018 09:22

Низкопольный, но недоступный: в Архангельске автобусы уезжают от машущих руками колясочников

Фото Артёма Келарева.
Пассажирам с детскими колясками тоже нужны удобные автобусы.

Одно из главных достоинств низкопольных автобусов – они доступны для всех. Как это работает в новом муниципальном транспорте Архангельска, выяснял наш корреспондент.

16 мая, 16 часов вечера. На остановке у магазина «Диета» ждём низкопольную «шестёрку» вместе с колясочником Александром Николаевичем Лощаковым. Ждём двадцать минут, сорок… Зелёного автобуса всё нет. Зато «ПАЗики» мелькают один за другим.

«Зелёный обедает»

– Ну как вот эта бабуля в автобус залезет! – в сердцах восклицает Александр Николаевич, глядя, как старушка, опираясь на палочку, пытается взгромоздиться на высокие ступеньки. – Эх, ещё дальше бы остановился… Смотреть больно.

Бабушки, мамы с колясками – на остановке, как по заказу, собрались все самые «маломобильные пассажиры». А «ПАЗики», как сговорились – не подъезжают к бордюру. Но иногда чудо всё‑таки случается. Шаг, и пассажир в салоне.

– Эти водители – молодцы, – комментирует Александр Николаевич. – Я постоянно с ними езжу, знают уже меня…

Заглядывает в салон: «А зелёный‑то скоро прибудет»?

Объясняют: «Зелёный обедает».

Между тем к остановке подъезжает автобус маршрута №11. И тоже низкопольный.

– Пандус у тебя работает? – ради интереса спрашивает Александр Николаевич у водителя.

– Ну, ключ достану, могу открыть, – отвечает водитель. – Поедешь?

– Нет. «Шестёрку» подожду…

А «шестёрки» всё нет. И когда на горизонте появляется очередной одиннадцатый автобус, мы вместе с Александром Николаевичем решаем, что ради эксперимента «прокатимся и на этом».

Автобус останавливается далеко. Слишком далеко. На инвалидной коляске на дорогу не спуститься, до дверей не добраться. Сигнальную кнопку за Александра Николаевича нажимаю я сама. Кондуктор поворачивается, смотрит вопросительно, но выходить не торопится. С интересом разглядывают нас из окон и другие пассажиры. Для наглядности Александр Николаевич начинает махать руками: «Я здесь!» Но… Двери вдруг закрываются, и автобус уезжает.

Сказать, что мы шокированы – ничего не сказать. В аналогичном ступоре находятся и пассажиры на остановке, ставшие невольными свидетелями происходящего. Когда дар речи возвращается, начинается маленький стихийный митинг… Мы слушаем эмоциональные истории про то, как «там у них в Европе» и «как у нас в Мурманске». И там, и там, как оказывается, хорошо.

– Зачем тогда купили эти автобусы, если они всё равно – мимо людей? – задаёт вопрос одна из пассажирок.

Действительно, зачем? Проходит час. Своего зелёного автобуса мы так и не дождались.

– Ну что же, придётся штурмовать «­ПАЗик», – констатирует Александр Николаевич.

«За колясочку тоже надо платить»

А Александр Николаевич рассказывает другую историю из своей практики поездок на удобных автобусах.

Вечером 11 мая он возвращался с работы. Подъехал на своей коляске к остановке у магазина «Диета» и стал ждать автобус.

– Подошла низкопольная «шестёрка», – рассказывает Александр Николаевич. – Водитель остановился далеко от остановки. Мне с одной ногой не спуститься, но я всё‑таки смог кое-как дотянуться до кнопки «вызова» возле двери. Попросил кондуктора открыть пандус. Она сразу побежала к водителю. О чём‑то там они посовещались. А затем… уехали. То есть двери перед моим носом просто закрылись, и всё.

Через несколько дней, по словам Александра Лощакова, ситуация повторилась.

– К остановке подъехала та же самая низкопольная «шестёрка». И я обратился теперь уже не к кондуктору, а к самому водителю – попросил выдвинуть пандус, чтобы заехать. Но получил ответ: «Пандус не работает». Знаете, такой щелчок по носу… Конечно, я мог бы забраться и без пандуса, как в «ПАЗики» и забираюсь. Но он вновь остановился на расстоянии полуметра от бордюра. Не по воздуху же лететь…

Уточняю – разве он сам в «ПАЗики» коляску затаскивает?

– Ну а как? Если водитель подъезжает вплотную к остановочному бордюру, то мне помощь не нужна – сам забираюсь. Встаю на ногу, опираюсь на костыль, складываю коляску, закидываю в салон автобуса. И подтягиваюсь, держась за поручни. Как‑то так… Иногда помогают пассажиры. А вот водитель, на моей памяти, только один раз из кабины вышел помочь, когда я уже стал кричать – автобус опять остановился на середине дороги.

Александр Лощаков признаётся, что появления новых низкопольных автобусов на улицах Архангельска ждал с большим нетерпением.

– У них же много плюсов! И самое главное – вместительные. Помню, как однажды из «ПАЗика» кондуктор кричала мне: «Не лезь! Не войдёшь!» – рассказывает Александр Николаевич. – Ощущения непередаваемые… Или ещё случай был. Сел я в автобус, коляску свою затащил, а кондуктор и говорит: «За колясочку тоже надо платить». Объяснил, что коляска – это продолжение меня. Но кондуктор не унималась: «Место занимает!» Но разве это я виноват, что в Архангельске такие маленькие автобусы?

Вспоминает, как в прошлом году из‑за того, что его демонстративно «забыли» на остановке, не смог попасть на праздничные мероприятия в День города:

– Автобусы пролетали мимо меня, хотя видели, что я на остановке машу руками. Всё настроение было испорчено. Какой уж тут праздник…

Александр Лощаков тогда обратился с жалобой в прокуратуру Архангельска. Факты подтвердились. Из департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры пришёл ответ, что проведён внеплановый дополнительный инструктаж с водителями по вопросу посадки и высадки пассажиров, а «с экипажами автобусов проведена разъяснительная беседа. Особое внимание обращено на культуру обслуживания пассажиров...»

Дополнительно в ответе сообщалось, что руководители транспортных предприятий предупреждены об ответственности в случае неприятия ими мер по повышению качества обслуживания пассажиров.

– Не знаю, как там с ними беседовали, но передо мной как перед пассажиром тогда никто не извинился, – говорит Александр Лощаков.

Рассказывает, как недавно был в гостях в Нижнем Новгороде, где увидел и ощутил на себе отношение к «особым» пассажирам.

– Это небо и земля, – вздыхает. – Подъехал автобус, я нажал на кнопку вызова. Прибежал водитель, открыл пандус, закатил меня внутрь салона. Спросил, где я выхожу. И на нужной остановке помог мне выбраться, пожелав счастливого пути…

комментарий

«Должна быть чёткая инструкция»

Елена Шинкарёва, юрист регионального Союза общественных объединений инвалидов:

Елена Шинкарёва.– Жалобы, что «пазики» не подъезжают к остановке, поступали к нам и раньше. Архангелогородцы, ограниченные в передвижении, а это не только инвалиды, но и пожилые люди, говорили о том, что залезать в «пазики» и выбираться из них, они могут с трудом. И вот в Архангельск пришли, наконец, долгожданные зелёные автобусы, но жалоб меньше не стало.

Мы уже выступили с инициативой провести обучающий семинар для водителей и кондукторов. Уверены, что эта инициатива найдёт отклик, так как власти города тоже заинтересованы в комфорте пассажиров. Ещё в прошлом году, судя по ответам, которые Союз получал из департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры, с работниками автотранспортных предприятий проводился специальный инструктаж. Но раз проблема остаётся, мы готовы подключить для инструктажа и своих специалистов-практиков. Изменения необходимо внести и в правила перевозки пассажиров.

Мы считаем, что должна быть чёткая инструкция как для водителя, так и для кондуктора, где было бы закреплено, что необходимо помогать при посадке в автобус пожилым людям, гражданам с инвалидностью, мамам с колясками. Особенно в тех автобусах, где уже есть специальное оборудование.

Необходимо ввести и более жёсткую ответственность за несоблюдение правил. Иначе всё так и останется на уровне профилактических бесед. А права людей на доступность общественного транспорта продолжат нарушаться.

И второй момент – пассажиры должны иметь возможность оперативно заявить о нарушении своих прав. Наше предложение – необходима единая «горячая линия», где звонки бы отслеживались в режиме «онлайн».


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ