30.05.2020 08:49

«От прекрасной Печорушки-реки»

Фото с сайта Центра арктического туризма

В годы Великой Отечественной войны все люди, находившиеся в тылу, самоотверженно работали на фронте трудовом. Не остались в стороне и жители Ненецкого национального округа, края, в котором «словно зелёное море, простиралась вокруг тундра с её холмами, похожими на застывшие волны», как образно отмечал журналист «Правды Севера» 25 октября 1942 года.

«Оленеводы Большеземельской, Малоземельской, Тиманской и Канинской тундр самоотверженно борются за увеличение поголовья оленьих стад. Многие тонны высококачественного мяса дадут оленеводы стране и фронту». «Колхозы «Безбожник», «Красный рыбак», «Красное знамя», им. Чапаева, им. Микояна дали сотни центнеров превосходной печорской рыбы в продовольственный фонд государства». «Самоотверженно трудятся пушнопромышленники и зверобои. Вайгачские зверобои Степан Вылка, Илья Вылка и Егор Ардеев недавно добыли двух белух по 400 килограммов весом».

Журналист газеты также не мог не упомянуть, что в тундре в честь героев Красной Армии складывают сказы и песни. И приводит в пример слова известной сказительницы Маремьяны Голубковой:

«От прекрасной Печорушки-реки,

От холодного от Севера,

Мы от моря Ледовитого

Подымали свои головы

За родную мать – советскую землю,

За любимую нашу Родину».

Помимо продовольствия, фронтовикам отправляли сотни посылок с зимней обувью и одеждой. Как отметил председатель Ненецкого окрисполкома А. Гудырев в статье «Правды Севера» за 3 февраля 1945 года, за годы войны трудящиеся округа также собрали в фонд обороны страны 4 703 700 рублей деньгами, 1 209 000 рублей облигациями госзаймов.

Помощь жителей округа этим не ограничивалась. В газете за 1 января 1942 года напечатана небольшая статья о том, как оленеводы ненецкого колхоза помогли добраться до места назначения попавшим в шторм морякам Северного флота. Для того чтобы благополучно вернуться на свой корабль, им предстояло совершить 110‑километровый рейс на собачьей или оленьей упряжке.

«Ненцы радушно встретили военных моряков, долго здоровались. Моряки рассказали о цели прибытия. Оказалось, что стадо оленей пасётся в сорока километрах. Надо было съездить туда и пригнать упряжки. Ненцы наперебой стали предлагать свои услуги.

– Раз надо, так надо! Такое дело – война!

Председатель колхоза вызвал молодого ненца. Он сказал ему что‑то. Тот засмеялся, показав крепкие желтоватые зубы, кивнул и побежал запрягать собак.

– Так и поедешь? – сказали моряки. – Надо поесть, ведь путь неблизкий!

– Туда сорок, назад сорок, всего восемьдесят, – отвечал парень. – Совсем близко! Я привычный».

Несомненно, что именно благодаря помощи жителей ненецкого становища моряки смогли без происшествий совершить такое дальнее путешествие по тундре и благополучно добраться до корабля.

Известна и история передачи самолёта-истребителя «Нарьян-марский Герой Советского Союза капитан А. К. Тарасов перед вылетом. Фото А. Шестакова. «Правда Севера», 9 сентября 1944 г. судорабочий» Герою Советского Союза, капитану Алексею Кондратьевичу Тарасову. Об этом «Правда Севера» писала 9 сентября 1944 года:

«Боевой подарок трудящихся Заполярья. Трудящиеся Ненецкого национального округа, собрав один миллион двести тысяч рублей, обратились к товарищу Сталину с письмом, в котором просили на собранные ими средства построить эскадрилью боевых самолётов Беломорской военной флотилии, шефом которой является округ.

Это желание было удовлетворено. Двадцатого августа, в день авиации, трудящиеся города Нарьян-Мара в торжественной обстановке передали лётчикам-североморцам мощный бомбардировщик. Седьмого сентября нарьян-марцы вновь прибыли на лётное поле одного из аэродромов для торжественной передачи самолёта-истребителя «Нарьян-Марский судорабочий» в состав воздушных сил Северного флота.

…На ровном лётном поле чёткими рядами выстроился лётный состав одного из авиационных соединений североморцев. Перед ними на взлётной площадке стоит красавец-самолёт. Этот истребитель пользуется исключительным авторитетом и любовью среди лётчиков-североморцев. Самолёт оборудован отечественным авиамотором, обладает большой огневой мощью. Высокая скорость, манёвренность и другие лётно-тактические данные истребителя обеспечивают его превосходство над вражескими самолётами.

После торжественной встречи делегации секретарь Архангельского обкома ВКП (б) тов. Н. И. Прохоров открывает митинг, посвящённый передаче самолёта в руки прославленного советского «аса» – Героя Советского Союза А. К. Тарасова.

По поручению трудящихся Ненецкого национального округа на митинге выступил секретарь Ненецкого окружкома ВКП (б) тов. С. П. Кузин. Передавая герою-лётчику машину, т. Кузин пожелал ему дальнейших боевых успехов во славу нашей Родины.

В ответном слове капитан Тарасов заверил делегатов округа и присутствующих гостей – представителей архангельских городских и областных организаций – в том, что лётчики-североморцы будут ещё беспощаднее громить ненавистного врага.

В заключение герой-североморец сказал:

– Принимая подарок, выражаю от имени лётчиков-североморцев горячую благодарность нашим шефам. Заверяю вас, что эта грозная машина нанесёт немало ударов по противнику. Многие из немцев найдут свою гибель от огня моего самолёта. Я постараюсь с честью оправдать доверие трудящихся Ненецкого округа.

Митинг закончен. Герой Советского Союза капитан А. К. Тарасов идёт к машине. На фюзеляже самолёта нарисованы десять красных звёздочек – знак того, что пилот лично сбил десять фашистских стервятников.

Лётчик даёт газ. Машина легко взмывает ввысь. Зрители и пилоты соединения, подняв головы, с восхищением следят за фигурами высшего пилотажа.

Вот самолёт с рёвом проносится на бреющем полёте над головами присутствующих. И когда уже казалось, что машина вот-вот коснётся земли, она неожиданно свечой уходила вверх. Боевые развороты, перевороты через крыло, горки, крутые виражи – всё это в течение секунд меняется с калейдоскопической быстротой. За десять минут полёта лётчик продемонстрировал исключительный класс лётного военного мастерства. Делегаты и гости воочию увидели, что прекрасная советская машина находится в умелых руках советского лётчика-героя. Вспоминая историю десяти нарисованных звёздочек, Герой Советского Союза т. Тарасов сказал: «На таком подарке я постараюсь этот счёт продолжить. Начало этому и думаю положить в ближайшее время».

Капитан Тарасов сдержал своё обещание и уже в конце сентября 1944 года в воздушном бою сбил ещё два вражеских самолёта. После окончания войны истребитель вернулся в Нарьян-Мар и был передан в дар окружному музею. Самолёт был установлен на постаменте в городском сквере. С течением времени памятник постепенно пришёл в негодность и начал разрушаться. В 2009 году по инициативе Федерации сверхлёгкой авиации Ненецкого автономного округа начались мероприятия по его восстановлению, работой руководил московский авиаконструктор Геннадий Шаркутов. В 2010 году в честь 65‑летия Победы макет героического самолёта был торжественно установлен в центре Нарьян-Мара.

Надпись у постамента гласит: «Памятник трудовому подвигу жителей Ненецкого автономного округа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов «Самолёт капитана Тарасова А. К.». Рядом с моделью самолёта расположился оригинальный двигатель – всё, что осталось от настоящего боевого самолёта, переданного жителями округа капитану Тарасову в 1944 году.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария ПОНОМАРЁВА, ведущий библиограф отдела краеведения «Русский Север» АОНБ имени Добролюбова