Первое, чему всегда учит «новая экономическая реальность», – экономить.
Вначале мы оптимизируем свои расходы, от каких-то статей в личном бюджете отказываемся вовсе, а затем переходим к части, которая называется «Какие бы обязательные платежи сделать необязательными?» – Я всех своих официально уволил. А неофициально – пока кризис не закончится, буду платить им на руки, – рассказал один знакомый предприниматель. – Если сейчас еще и все налоги платить с «социалкой», вообще в трубу вылетишь.
А я подумал: «Если так рассуждать, кризис не закончится никогда».
Дело в гайке
Помните рассказ Чехова «Злоумышленник»? Сюжет прост: мужик скрутил гайку с железнодорожного полотна, был задержан и, говоря языком сводок, дает показания. Вся соль в том, что главный герой не видит никакой связи между тем, что он взял себе казенную гайку (чтобы сделать грузило), и словами следователя о том, что он подвергает риску жизнь людей.
А вот недавний случай.
В ночь с 21 на 22 марта на 54-м километре автодороги Архангельск–Мезень украли 84 метра барьерного ограждения. Установлено оно там не случайно, а для того, чтобы предотвратить на повороте вынос машин с трассы. Высота насыпи там, между прочим, пять метров, и у такого «вылета» есть все шансы оказаться смертельным.
Как видите, понимание ситуации и ответственности у неграмотного литературного героя и наших вполне реальных и весьма предприимчивых земляков одинаковое. Ограждение, конечно, восстановят, и сделано это будет за счет областного бюджета. А поскольку бюджет у нас дефицитный, то придется эти деньги снять с одной из «дорожных» статей.
И еще – не так давно в Архангельске прошел митинг автомобилистов, возмущенных состоянием дорог в регионе. Их чувства мы разделяем и не раз непечатно комментировали ситуацию, объезжая очередную яму.
Вот только лозунг «Налоги платим – где дороги?» не совсем справедлив. В 2014 году, к примеру, все владельцы личного транспорта Поморья заплатили в областной бюджет 711 миллионов рублей транспортного налога. А расходы бюджета на содержание, ремонт и строительство региональных и местных дорог составили 3 миллиарда 325 миллионов рублей.
Все еще есть сомнения в необходимости платить налоги? Тогда давайте разберемся в сути явления.
Что такое налоги?
Говоря простым языком, это деньги, которые платят гражданин и организация государству. Государство же направляет полученные средства на обеспечение своей деятельности.
– Ну конечно, – слышится полный сарказма голос, – вот и уходят наши денежки на зарплату чиновникам, а на дороги ничего не остается! Да, зарплата чиновникам действительно выплачивается из средств налогоплательщиков (к слову, в 2014 году в нашем регионе эти расходы составили три процента от общих расходов бюджета).
Но сказав «А», давайте говорить и «Б» да и все остальные буквы алфавита.
Еще в деятельность государства, которую оплачиваем мы, налогоплательщики, входят следующие пункты: – строительство и содержание школ и больниц, детских садов и учреждений соцзащиты и так далее; – содержание армии, полиции и противопожарной службы; – строительство домов, дорог и коммуникаций; – поддержка инвалидов, ветеранов, семей с детьми и детей-сирот; – ограничение роста тарифов для населения на услуги ЖКХ и транспорта; – поддержка сельского хозяйства и экономики.
По существу
– Это все понятно, ликбез нам не нужен, что конкретно сделано в Архангельской области? – спросит все тот же скептик.
Во-первых, ликбез нужен.
Как не помешал бы он и главному герою рассказа «Злоумышленник». Очень многие граждане России довольно смутно представляют себе суть налоговой системы своей страны.
Во-вторых, конкретно в Архангельской области сделано и делается очень много.
Но давайте по 2014 году: – открыто шесть детских садов. Обеспечение детей от трех до семи лет местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 99 процентов; – открыто две школы; – более 2700 северян переехали из аварийного жилья; – отремонтировано 69 километров дорог, сдана в эксплуатацию 19-я ветка Хайнозерской дороги, благодаря которой открыто сообщение Архангельск–Онега; – построены 23 спортплощадки; – открыты новые медицинские учреждения, включая суперсовременный комплекс ядерной медицины в центре имени Семашко.
Добавьте к этому выплату зарплат учителям и врачам, инвестиции в развитие энергетики, ЖКХ и сельского хозяйства, поддержку социально незащищенных граждан. И все это – десятки миллиардов рублей.
И снова о гайке
Все это – средства областного, федерального и местных бюджетов, которые формируются в том числе за счет наших налогов.
Представьте железную дорогу, идущую через всю страну. Каждый регион отвечает за свой участок. А теперь представьте, что каждый житель Архангельской области тоже отвечает за свой участок, скажем, 10 метров. Задача несложная – вовремя подтянуть гайки, убрать поваленное дерево, проверить состояние путей.
Примерно так дело обстоит и с налогами. Мы все хотим, чтобы дорога была в порядке и поезд шел по расписанию. И уж, конечно, ни о каких крушениях не может быть и речи! Но готовы ли мы отвечать за свои десять метров железнодорожного полотна? Или нам тоже нужна гайка на грузило, потому что кризис?
НАША СПРАВКА
Какие бывают налоги? Налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги – налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (зачисляется в областной и местные бюджеты);
– налог на прибыль организаций (разные ставки зачисления в федеральный и областной бюджет);
– акцизы на подакцизные товары (спирт, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, топливо печное бытовое). Распределение акцизов между бюджетами зависит от видов подакцизных товаров; – налог на добавленную стоимость (НДС) (поступает только в федеральный бюджет).
Региональные налоги (поступают в бюджет Архангельской области) – налог на имущество организаций; – транспортный налог.
Местные налоги (поступают в муниципальный бюджет) – земельный налог; – налог на имущество физических лиц.
Материал подготовлен в рамках программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области в 2014–2019 годах».