05.03.2020 13:03

Где северяне предпочитают проводить отпуск и во сколько он им обходится

Lori (c)

Несмотря на то что мир подвергается различным испытаниям, люди всё равно мечтают об отдыхе и путешествиях, но чаще выбирают «свой» юг

Ольга ВавулинскаяОльга Вавулинская уже двенадцать лет помогает людям ездить на отдых, шесть из них – как руководитель собственного турагентства «Ямайка». Она рассказала, где северяне предпочитают проводить отпуск, во сколько он им обходится и что изменилось с прошлого туристического сезона.

И в Турцию, и в Чили

Сегодня в Архангельске порядка двухсот турагентств, и при этом большинство продаёт одинаковый продукт, поэтому конкуренция очень высокая, рассказывает Ольга. В своё время начать бизнес она решилась, проработав менеджером по туризму целых шесть лет, и не одна, а вместе с подругой. Как раз наличие немалого опыта, считает Ольга, помогло им выстоять в первый, 2014‑й, год самостоятельного «плавания», а он оказался одним из самых тяжёлых для туриндустрии России: случилось массовое банкротство туроператоров, а под конец произошёл ещё и стремительный рост валют. Понервничать пришлось здорово, но никто из клиентов «Ямайки», к счастью, не пострадал. Подруга Ольги ушла в другую сферу, а она сама – осталась и продолжает развивать бизнес, постоянно обучаясь в сфере предпринимательства, в том числе при поддержке агентства регионального развития Архангельской области.

При подведении ежегодных итогов в туриндустрии часто выводят некий средний ценник поездки на отдых. Я спросила у Ольги, сколько в среднем тратили на отдых её клиенты. Она назвала сумму – 40–50 тысяч рублей на одного человека.

Офис у «Ямайки» в Архангельске, и обращаются в агентство в основном архангелогородцы, северодвинцы и новодвинцы. Но есть клиенты и из районов области, с которыми есть возможность работать дистанционно.

– Например, у нас большой поток клиентов с Карпогор, – рассказывает Ольга. – Всё началось с нескольких человек, которые удачно съездили через нас и рассказали односельчанам, а наши люди очень не любят рисковать и доверяют живым отзывам. Основной поток – 70–80 процентов наших клиентов – неизменно предпочитают пакетные туры в Турцию, – продолжает она. – Причём у нас это характерно не только для семей с детьми. Играет роль система «всё включено», хорошо развитая инфраструктура отелей и прямые вылеты из Архангельска.

Но есть и те, кому каждый раз хочется чего‑то необычного. Ольга говорит, что сейчас можно выстраивать любые программы, и приводит в пример пару из Архангельска, которая уже пять лет путешествует, выбирая дальние направления в разных концах мира от Сингапура до Мексики: сейчас они в туре по Южной Америке, который начали в составе смешанной группы туристов в Бразилии, а завершат вдвоём в Чили.

Сегодня за отдельную плату – от 300 до 500 долларов в зависимости от страны – за границей можно провести даже свадебную церемонию. А в некоторых странах, например, в Греции, – и официально зарегистрировать отношения. Правда, для этого ещё «на берегу» придётся оформлять дополнительные документы.

Но самый необычный запрос, который приходилось слышать Ольге, – отправиться на маленький атолл Бора-Бора в Тихом океане.

– Я не знаю, почему, но среди архангелогородцев много мечтающих о Бора-Бора. С таким желанием приходят ко мне регулярно. Правда, никто до сих пор не улетел: наверное, пугает цена…

На волне популярности – санатории

Увеличивается поток желающих поехать отдыхать на русский юг. В агентстве «Ямайка» за последние пять лет прирост составил процентов двадцать.

– И когда на юге поняли, что могут рассчитывать на это увеличение потока, там, в свою очередь, стали развивать сервис, и это тоже сказалось на спросе, – рассуждает Ольга. – Например, в Анапе появилось много отелей с системой «всё включено», как в Турции. Начали появляться такие отели в Крыму. Ну и в Сочи, в район Имеретинской низменности, где проходила Олимпиада, сейчас людей на отдых не стыдно отправить.

Этим летом большим плюсом крымскому направлению будет прямой поезд Москва – Симферополь: его запустили перед Новым годом. Сохранятся и прямые поезда из Архангельска в Анапу и в Сочи.

Кто не хочет выезжать в «далёкую» заграницу из‑за незнания иностранных языков или по иным причинам, всё чаще выбирают Белоруссию, Азербайджан, Армению и до недавнего времени Грузию. Это во многом связано со всё возрастающей популярностью туров, включающих санаторно-курортное лечение. Чтобы попасть на отдых в сезон, в наиболее популярные санатории путёвки теперь покупают примерно за полгода.

– Если рассматривать не очень дорогие, но зарекомендовавшие себя санатории в России, в среднем путёвка на две недели в сезон – с лечением, питанием, но без дорог – обойдётся в 55 тысяч рублей на двоих. Для сравнения, возьмём один из дорогих – очень популярный санаторий «Красная Талка» в Геленджике. Туда путёвка на двоих обойдётся в 103 тысячи рублей. При этом есть санатории, которые работают круглый год и с октября по март стоят дешевле, – рассказывает Ольга.

В полтора-два раза дешевле российского санаторный отдых в Белоруссии. При этом лечебная база там, по словам Ольги, не уступает, а прямой поезд Архангельск – Минск добавляет баллов. Самые популярные санатории ещё с советских времён – расположенные вблизи от белорусской столицы «Белорусочка», «Пролеска», «Норочанка». Сегодня у них есть корпуса, которые не уступают по своим условиям хорошим зарубежным отелям, утверждает Ольга.

Кроме того, у архангелогородцев популярен курорт Хевис в Венгрии, куда путёвка на десять-двенадцать дней обходится от 100 тысяч рублей на двоих, включая дорогу, более дорогая латвийская Юрмала и более дешёвые Карловы Вары в Чехии и Джермук в Армении.

О скидках

– А вообще, наши северяне – требовательный народ? – спрашиваю у Ольги.

– Жалуются нечасто, и скандалов за пять лет не припомню. Но помощь турагента может потребоваться в любое время. Был случай, когда мои туристы позвонили в три часа ночи из Индии: им улетать обратно, а никто не приехал за ними в отель. У туроператоров есть круглосуточные экстренные службы на такие случаи. В тот раз рейс перенесли, но принимающая компания забыла об этом сообщить: как только я передала это туристам, они выдохнули и просто отправились спать.

Приходят поколения людей, которые прекрасно ориентируются в ресурсах интернета и в большинстве своём знают иностранные языки. Мне интересно: нет ли опасения, что к турагентствам перестанут обращаться за посреднической помощью?

– Бывает так, что выгоднее полететь через агентство. К тому же, если судить о моих клиентах, тех, кто заранее посмотрел цены, определился, и кому остаётся только забронировать, процентов десять. Больше всего – тех, кому проще делегировать подбор направления агенту, – отвечает Ольга. – Кстати, до сих пор есть люди, которые ходят по агентствам и сравнивают цены. Так вот, во‑первых, информация меняется каждый час. Во-вторых, туроператоры по зарубежью очень сильно урезали агентам комиссии, поэтому сейчас вряд ли кто‑то даёт существенную скидку, как это бывало раньше.

Ощутимо сэкономить всё ещё можно, поймав так называемый горящий тур, но появление таких туров не гарантировано.

– Горящие туры – это не про то, что агентство готово отдать свою комиссию. Горящие туры даются туроператором, и, как правило, цена снижается в этом случае за счёт перелёта, когда у туроператора зафрахтован самолёт, и там остаются места, – поясняет Ольга. – У меня был случай, когда клиенты купили тур в Китай за три-четыре дня до вылета, и перелёт туда и обратно вышел им по 500 рублей с человека, а путёвка целиком, соответственно, – около 50 тысяч рублей на двоих за десять дней. Но сегодня горящих туров появляется всё меньше. Возможно, туроператоры стали более чутко прогнозировать спрос. Оставляют только самые востребованные направления. Например, ещё пять лет назад из Архангельска были прямые вылеты на Кипр, в Болгарию, Испанию, Грецию; естественно, у нас не набиралось столько желающих, и Испания по горящему туру могла стоить 30 тысяч рублей на двоих. До конца прошлого года из Архангельска ещё летали в Арабские Эмираты, и горящие путёвки стоили по 30 тысяч рублей на двоих. Но сейчас с вылетом из Архангельска остались только Турция и Тунис. Тем не менее, «периода тишины», когда клиент не идёт, в нашем бизнесе не бывает. А очередной наплыв ожидаем с марта…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА