12.04.2019 09:15

Деревянные кони, деревянные ложки и скрипучая дверь

погружение в атмосферу деревни
небо
в музее Абрамова
Катя Баранова

Чтобы понять величие и широту северной природы, а также горести и радости деревенской жизни, нужно залезть в сугроб и просидеть там несколько часов. При этом желательно, чтобы сугроб находился в Верколе

Примерно так подростки из детской художественной школы Архангельска рассказывали о своей поездке на родину Фёдора Абрамова. Пятнадцать учеников и два преподавателя все весенние каникулы жили в «Татьяниной избе» и рисовали, писали, читали рассказы – хохотали и плакали, пели песни, ели кашу деревянными ложками, прятались от града в доме с конём, открывали для себя Абрамова.

Краеведческий музей объявил всероссийский конкурс рисунка по творчеству Абрамова к его столетнему юбилею. И преподаватели школы решили, что можно, конечно, почитать, можно в интернете фотографии деревни посмотреть, можно что‑то насочинять, но здорово было бы съездить прямо туда – в Верколу.

Веркольцы – народ деликатный

Наталья Владимировна Комарова, преподаватель:

– Нас немножко пугало это, потому что пока холодно и вроде бы как не пейзажно. Мы же ездим с детьми, но живём в основном по хостелам, пусть скромным, но современным. А тут пятистенок! Приехали ночью, в коридорах холодно, двери скрипучие, лесенки, проходы, сени, пристройки, необычно всё. Внутри‑то конечно, тепло, но чтобы сбегать проведать девчонок, надо полностью одеться. Большие впечатления от деревенского дома.

Мы каждый день ходили в музей, и экскурсия по Верколе была очень интересной, потому что сначала дети рисовали просто дома, а потом уже знали историю – в каком доме герой какого рассказа жил.

С утра выйдем, сядем по сугробам, к нам местные жители – хором здороваются. На третий день все нас уже знали, подходят, интересуются – как здоровье?

Еду нам готовила добрейшая женщина по имени Людмила, очень расстраивалась, что дети добавки не просят. Наоборот, говорю – хорошо едят! И такая еда – настоящая, деревенская – каша с вареньем с утра. Многие первый раз варенье в кашу добавляли. Сырники свежайшие, грибы солёные с картошкой – такие вкусные! Капуста квашеная. Котлетки самодельные. И все сидят за большим столом. Деревянные ложки! Ими разве едят?! Мы‑то только рисуем такое, а тут на тебе! Всё это стоит, и из него пить-есть надо!

Катя МазурВ конце каждого дня после ужина – просмотр работ. А погода – снег сыпет, краской не сильно разойдёшься. Графика сама просилась, зима в принципе графична. И вот дети сидят, дорисовывают, а мы с Леной Васильевной по очереди берём книгу Абрамова и читаем вслух. Какие‑то рассказы весёлые, какие‑то – со слезами. Когда «Материнское сердце» читала, я обрыдалась. И Абрамов стал… родным. И понятным. И себя переоцениваешь. Такая жизнь – война, после войны. Когда там начинают с шести‑то лет дети косить да в няньках сидеть, а наши в тринадцать не все умеют шнурки завязывать.

Поэтому ребята сидели, рисовали и на ус мотали. В доме культуры чудесные местные бабушки пели нам песни, научили старинным шуткам-прибауткам. Ребята потом три дня ходили напевали эти песенки про себя. А в последний день на большой смотр мы пригласили всех веркольцев. Они народ деликатный, охали да ахали, когда себя‑то видели, и головами качали – какое небо у всех детей необычное! В городе‑то небо кусками, только через дома, а там ширь – дети дорвались. Кто акварелью писал, те состояния неба передали – такое свинцовое, весеннее.

В один из вечеров я читала «рассказы Олёны Даниловны». Говорю – всё хорошо заканчивается, плакать не будем. И мы придумали сделать диафильм по одному из рассказов – про собачку Амика и кота Василия Ивановича, как он воровал клубнику. Решили, что будет восемь кадров, продумали сюжет, раздали задания. Елена Васильевна надела платок как Олёна Даниловна, концами наперёд, позировала. Продумали, как собачка будет выглядеть, такая лохматенькая, потому что коты‑то там гуляют, и у всех они были зарисованы. А собачка в рассказе не описана. Основные картинки нарисованы, сейчас они в обработке. Потом мы это оцифруем, подберём кусочки, оформим красиво, на выставке у себя покажем и в Веркольский музей пошлём обязательно. У них деревня не очень большая, а они столько делают – клуб всё время занят, репетиции. Видно, что с душой всё делают, любят, гордятся. Постараемся к следующим выходным диафильм сделать. Думаем, им приятно будет.

На обратной дороге мы заехали в деревню Ваймуша, нас напоили чаем с пирогами и рассказали, как за сарафаном в Питер ходили. Это ещё один рассказ Абрамова. И ребята для себя его открыли, потому что по программе Абрамова почти нет. В каких‑то школах дают «О чём плачут лошади», и это всё. То есть он на слуху, а толком никто не читал. А ведь такой язык образный – картинки в голове! Поэтому погружение произошло не только в атмосферу деревни, но и в абрамовскую литературу.

Мороз остаётся на работах

Ульяна Чивиксина, ученица художественной школы:

– Я до поездки прочитала несколько рассказов Абрамова, пробовала иллюстрировать, а сейчас хочется прочитать вдумчиво. Нашла книги, читаю. Я очень прониклась этой темой, а когда рассказали историю создания произведений, стало ещё интереснее. А ещё мы в Верколе приобрели большой опыт – когда акварелью работаешь на морозе, это сложно. Прямо мороз остаётся на работах.

Я думал, он не выезжал из России

Даниил Коваленко, ученик художественной школы:

– В первый день пошёл град, было очень красивое небо, но дорисовывали уже в избе. На второй день снова с утра град! Мы спрятались в доме с коником, на крыльце. Там я сделал поленницу в графике, решил, что с акварелью много места займу. А ещё была дверь, я сидел и смотрел на неё – низенькая, петли, необычно… В музее рассматривал медали, плакаты, работы. Я даже не думал, что Абрамов так много путешествовал: в Японию, Китай, Америку, где он только не был! А ещё и педагогом был. Я думал, он сидел в России и писал о своей деревне. Сейчас вот диафильм с удовольствием рисую.

Кроме диафильма ребята доделывают рисунки по произведениям Абрамова для конкурса. Работы победителей будут использованы в сборнике «Фёдор Абрамов – детям», который планирует выпустить Архангельская областная библиотека имени Добролюбова.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЁВА, фото автора и Натальи Комаровой