11.03.2020 08:30

Архангельский пилот Валерия Минина: «Моя работа даёт мне крылья»

Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева

Валерия Минина – пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

За пятидесятилетнюю историю авиакомпании она четвёртая женщина-пилот и одна из первых выпускниц Краснокутского лётного училища.

Щи-борщи и никакого неба

О Валерии нам рассказали на Соловках местные жители, которые не раз летали вместе с ней в Архангельск и не понаслышке знают, в каких условиях пилотам порой приходится работать. Суровый темперамент архипелага в Белом море с ветрами, низкой облачностью и плохой видимостью требует высокого профессионализма и силы характера. В хрупкой Валерии, которая с детства обожала машины и технику, как оказалось, всё это есть.

– Я решила стать пилотом ещё в восьмом классе, – рассказывает она. – На тот момент для девушек возможность летать была только в гражданской авиации. И я поступила в Краснокутское лётное училище. Родители поддержали мой выбор. На курсе тогда среди 160 мальчишек было всего три девушки, в том числе и я. Скажу честно, женщин не приветствовали в этой профессии, периодически отправляя варить щи-борщи. И каждый раз нам приходилось доказывать, что мы можем, так же как мужчины, выучить, освоить и летать с таким же превосходством. Переломить это отношение удалось к третьему курсу, а выпускались мы уже под всеобщее приветствие.

Любовь не с первого взгляда

Сегодня Валерия признаётся, что самое тяжёлое в первое время обучения было понять конструкцию самолёта и строение двигателя.

– Для мальчишек, которые с детства возятся с машинками, понятия «редуктор», «шпангоут» или «строение двигателя» более гармоничны для восприятия, – говорит она. – Мне понадобилось чуть больше времени, чтобы осознать принцип работы силовой установки, но это всего лишь одна из ступенек, в том числе психологическая. Когда перешагнул, переборол себя, дальше идёшь уверенно.

С уверенностью и верой в собственные силы девушка впервые села в кресло пилота самолёта. В училище курсантов сначала учили летать на легкомоторных самолётах Cessna и Diamond. У них всего один двигатель, два пассажирских места и джойстик вместо штурвала. А у выпускного типа – самолёта Л-410 – уже был как раз полноценный штурвал и ряды кресел за спиной.

– Я когда впервые села в «Элку», решила, что это не мой самолёт, так он мне не понравился, – говорит Валерия. – Но через некоторое время я его прочувствовала, и сегодня мне не хочется управлять другим самолётом. Он самый замечательный, родной и надёжный. Неважно, сколько ты людей перевозишь: одна жизнь или двести жизней за спиной – это всё равно жизни, за которые ты несёшь ответственность. И каждый самолёт, вне зависимости, сколько у него двигателей, представляет собой серьёзную технику, которой ты должен профессионально владеть.

И всё, полетели!

Первый самостоятельный полёт в качестве пилота Валерия совершила после 17‑часовой лётной подготовки в июле 2015 года. А уже в июне 2018 года, после окончания училища с красным дипломом, она летела вторым пилотом авиакомпании «2‑ой Архангельский объединённый авиаотряд» в Лешуконское.

– Этот полёт был волнительным, – признаётся она. – Во-первых, я впервые перевозила пассажиров. Второй пилот выполняет функции бортпроводника, рассказывая о технике безопасности во время полёта. Естественно, что когда я поднялась на борт, для пассажиров это было неожиданно – их смятение читалось по глазам. Было дискомфортно, но я просто должна была выполнить свою работу. А во‑вторых, мы «схватили» все прелести авиации на Севере – ветра, плохую видимость и обледенение. Представляете – обледенение в июне.

Валерия родилась и выросла в Саратовской области, в городе Пугачёве. Но как сама признаётся, всегда мечтала о Севере. Сегодня она летает не только в Лешуконское и Соловки, но и в Мезень, Койнас, Петрозаводск, Москву, Санкт-Петербург, Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Плесецк.

– Обледенение – это штатная ситуация, – говорит она. – А нештатная – это пожары или отказы каких‑либо систем. С одной из нештатных ситуаций я столкнулась ещё в лётном училище. Была закупорка трубки приёмника воздушного давления. От неё зависят показания скорости, высоты и другие параметры, необходимые для полёта и посадки. Трубка находится снаружи самолёта, и она попросту забилась. В таких случаях можно ориентироваться на резервные приборы, но они у нас тоже отказали. Поэтому мы сажали самолёт на собственном чувстве высоты и скорости и справились. С этого момента меня не пугают какие‑либо другие отказы или неисправности, потому что я знаю, что панике я в таких случаях не поддаюсь и продолжаю работать спокойно.

Привет, турбулентность!

Сегодня в составе авиакомпании несколько эскадрилий, а в авиапарке – самолёты Ан-2 и Л-410 и вертолёты Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-26Т. Пилоты перевозят пассажиров, различные грузы, выполняют сложные погрузочно-разгрузочные работы в Арктике, в том числе с морских судов, доставляют пациентов из отдалённых уголков Архангельской области в медицинские центры регионального и федерального уровня. И, по словам Валерии, практически вся команда – это люди, влюблённые в Север. А потому сработаться с новыми коллегами молодому специалисту удалось сразу.

– Они – мои учителя, которые дают мне крепкие крылья, делятся своим опытом, знаниями, – рассказывает Валерия. – Я когда впервые на работу пришла устраиваться, надела строгий деловой костюм, думала, здесь всё строго. А здесь другая атмосфера, более семейная, что ли.

Свою дальнейшую судьбу Валерия планирует связать с Севером. Сначала долетать до командира воздушного судна, а после, набравшись опыта и знаний, до инструктора, чтобы делиться своими навыками и обучать других начинающих пилотов, таких же как она.

– Я не знаю, как жизнь повернётся, но хочу остаться в Архангельске. Мне не хочется бешеного ритма больших мегаполисов. Мне нравится, когда после рейса я могу спокойно вечером добраться домой. Мне нравится работать на этом самолёте и доставлять пассажиров туда, куда не доберутся боинги. За теплом я летаю на море и домой к родителям. Но и там Север не отпускает. Я настолько привыкла к непростым условиям Севера – вечной турбулентности, – что когда я лечу на больших лайнерах и всё гладко, я не могу расслабиться, а когда происходит болтанка, я сплю как младенец: «Привет, турбулентность, я спокойна!»

Я слежу за тобой

Как и любой пилот, летящий в качестве пассажира, Валерия всегда на страже. Признаётся, что благодаря установленной на телефон программе, всегда отслеживает высоту, скорость и другие параметры полёта – что поделать, профессиональное. Также, кстати, поступает и её папа – военный лётчик.

– Однажды, когда только начинала летать, после приземления мне приходит эсэмэска на телефон, – рассказывает она. – «Я за тобой наблюдал», – написал папа. Он смотрел за моим полётом по флайтрадару и сегодня до сих пор иногда отслеживает, когда я приземлилась, с какой скоростью летела.

Пилот – это престижно

О своём выборе профессии Валерия не жалеет, говорит, что повезло найти верный курс в жизни.

– В нашей авиакомпании пилот – это престижно, – говорит она. – Поэтому выпускникам, которые мечтают о небе, я могу посоветовать поступать в лётные училища. Для вертолётов – это Омский лётно-технический колледж гражданской авиации, для самолётов – Краснокутское и Сасовское лётные училища. Очень важно, что в процессе всего обучения курсантов поддерживают, обеспечивают бесплатным трёхразовым питанием, общежитием, стипендией, форменным обмундированием и медицинским обслуживанием. А после выпуска, при устройстве на работу выплачивают подъёмные. Да и попасть в хороший коллектив – это великая удача. Так что наши двери открыты!

Уточнить информацию о возможностях поступления выпускников школ в авиационные училища и перечне требований по прохождению медкомиссии можно у начальника отдела кадров авиакомпании «2‑й Архангельский объединённый авиаотряд» Ирины Андреевны Киселёвой по телефону (8182) 462 140.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Людмила ЗАХАРОВА