27.11.2020 11:20

Не уйдут ли «на карантин» социальные услуги?

Елена Молчанова. Фото Павла Кононова.

В Архангельской области увеличилось количество обращений за социальной помощью

Больше стало и желающих получать социальные услуги на дому. Связано ли это с пандемией? Что такое срочная социальная услуга? И в каких случаях можно вызвать социального работника на дом?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить Елену Молчанову, регионального министра труда, занятости и социального развития.

– Елена Владимировна, желающих получать социальные услуги на дому стало больше именно из‑за карантина?

– Дело даже не в пандемии. Одна из причин – изменилось отношение к тем, кто нуждается в помощи. Допустим, обращаются в социальную службу родственники – бабушка попала в больницу, скоро выписывается, но ухаживать за ней нет возможности. Родственники хотели бы передать бабушку в интернат.

Начинаем разбираться в ситуации, и становится понятно, что этот шаг – переезд бабушки в интернат – сложный в эмоциональном плане как для родственников, так и для самой бабушки. И когда наши специалисты поясняют, что для получения социальной помощи совсем необязательно бабушке куда‑то переезжать, что социальная помощь может быть оказана ей и на дому – для многих это становится решением проблемы.

Социальный работник может приходить к своему подопечному каждый день. А дома, в привычной семейной обстановке, пожилому человеку находиться намного легче – меньше стрессовых моментов, меньше эмоциональных переживаний. Поэтому тенденция оставаться дома как альтернатива помещению в интернат начинает сейчас развиваться и набирать обороты. Получающих социальное обслуживание на дому становится больше, а тех, кто стремился бы поместить своих возрастных родственников в дома-интернаты, – меньше.

Но есть причина, которая заключается и в демографической ситуации – население Архангельской области по возрастным показателям, к сожалению, стареет.

– А если одинокий человек, нуждающийся в помощи, находится дома в изоляции из‑за коронавируса? Как ему быть?

– Согласно санитарным правилам, выходить на дом и оказывать социальную помощь гражданам, которые официально признаны болеющими ковидом, – такого права социальные работники не имеют. Эту проблему отрабатывает региональное министерство здравоохранения.

Но в случае обращения мы передаём информацию в региональный минздрав, подключаем другие службы. Поэтому если требуется помощь – звоните! Все наши сигнальные телефоны есть на сайте регионального министерства социального развития. В Архангельске, например, это номер 66‑66‑90.

Комплексные центры социального обслуживания должны реагировать не только на звонок от самого гражданина, который нуждается в социальной помощи, но и на любой тревожный сигнал – будь то соседи или случайные прохожие, которым стало известно о том, что человек попал в беду или оказался в сложном положении.

– А что такое срочные социальные услуги? Они появились в связи с пандемией?

– Такие услуги были и раньше прописаны в законе о социальном обслуживании – как в федеральном, так и в областном. Срочными услугами может воспользоваться любой житель Архангельской области, нуждающийся в срочной социальной помощи.

Например, человек поскользнулся – сломал ногу или получил какую‑то другую серьёзную травму. Если он проживает один, нет родственников, которые могли бы помочь, то можно обратиться в комплексный центр социального обслуживания или отделение социальной защиты населения – окажут срочную социальную помощь. Никакой платы за эту услугу не взимается.

– То есть социальный работник в тот же день придёт к нему домой?

– Придёт и окажет срочную социальную услугу. Например, сходит в аптеку за лекарствами или в магазин за продуктами.

– Но это разовая услуга?

– Да. Но если в рамках срочной услуги социальный работник видит, что человек не сможет и дальше самостоятельно обслуживать себя – не может ходить, не может сам приготовить себе еду – у него стойкая утрата обеспечения жизнедеятельности, то составляется акт, пишется заявление, и дальше, уже по существующим правилам, решается вопрос о признании такого гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Обычно на это уходит не больше пяти дней. Составляется индивидуальная программа по предоставлению социальных услуг – в общей сложности на решение всех вопросов отводится максимум десять рабочих дней.

– Сколько всего северян получают сейчас услуги по социальному обслуживанию на дому?

– Около 12,5 тысячи жителей Архангельской области. И в последние годы эта цифра увеличивается.

– Инвалидность или пожилой возраст не являются обязательным условием для того, чтобы получить «домашние» социальные услуги?

– Нет. Главный критерий именно нуждаемость. У нас много граждан, которым такие социальные услуги предоставляются ежедневно. В сельской местности, например, это ежедневная помощь в колке дров, растопке печей, доставке воды. А есть услуги, которые оказываются периодически и по необходимости – записаться к врачу, оформить субсидию, коммунальные платежи и так далее.

Есть услуга – социальное такси. Северяне, имеющие инвалидность первой или второй группы могут бесплатно воспользоваться социальным такси раз в месяц, чтобы добраться, например, до поликлиники или отделения Пенсионного фонда – такси отвезёт и привезёт.

– Всероссийская акция «Мы вместе» стартовала в начале пандемии. Социальные работники области принимали в ней участие?

– Гуманитарная помощь была направлена по всей стране, в том числе и в Архангельскую область. И практически в каждой муниципальной территории эту гуманитарную помощь фасовали и разносили по домам социальные работники.

Но сейчас ситуация с пандемией ещё тревожнее, чем весной или летом, когда мы только входили в режим повышенной готовности – уровень заболеваемости высокий. К сожалению, социальных работников эта беда тоже не миновала.

– Много заболевших ковидом среди социальных работников?

– Не скажу, что это массовые заболевания, но ситуация напряжённая. Так, например, в одном из населённых пунктов области у нас недавно была история, когда у одного социального работника диагностировали ковид, и на изоляцию «по контакту» ушёл весь отдел, поскольку сотрудники работали в одном кабинете.

Пришлось оперативно создавать выездную мобильную бригаду, подключать других коллег. Потому что социальные услуги – это услуги, которые отменить или «отправить на карантин» нельзя. Люди должны получить помощь вовремя и в любой ситуации.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ