05.10.2016 10:56

Из Архангельска в Нью‑Йорк – пароходом

Пароход «Царь» на пристани дальнего плавания, Архангельск (сейчас Красная пристань)

После торжеств, посвящённых 75‑летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», может показаться, что деловые контакты Архангельска с западными державами были наиболее тесными и активными именно в период Второй мировой войны. Однако сейчас мало кто вспоминает о том, что с 1914 по 1916 год между Архангельском и Нью-Йорком было налажено регулярное водное сообщение. На комфортабельном лайнере «Царь» можно было доехать до Нью-Йорка за какие‑то 10–12 дней.

Ведущий рубрики – Евгений Тенетов, директор Северного Морского музеяЗа океан – с пассажирами, обратно – с оружием

Трансатлантический океанский лайнер «Царь» был построен в 1912 году (спущен на воду 23 марта 1912 года) компанией Barclay Curle & Company Ltd. в Шотландии на верфи в Глазго по заказу для Русского Восточно-Азиатского общества – дочернее предприятие датской East Asiatic Company.

Русское Восточно-Азиатское общество было основано в Санкт-Петербурге в 1899 году как первое дочернее предприятие образованной за два года до этого датской Восточно-Азиатской компании. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту.

Поначалу рейса Архангельск – Нью-Йорк компания не планировала. Русско-американская линия обслуживала маршруты: Либава – Роттердам – Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген и Галифакс) и Либава – Роттердам – Галифакс – Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген). В первый рейс Либава – Копенгаген – Нью-Йорк пароход «Царь» вышел 30 марта 1912 года из Либавы (Латвия) и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года.

Рекламный плакат «Русско‐Американской линии»Однако после начала Первой мировой войны стало ясно, что совершать путешествия по Балтике становится небезопасно, и в августе 1914 года пароход «Царь» был переведён на обслуживание линии Архангельск – Нью-Йорк. В силу того что Архангельск – порт замерзающий и ледовая проводка стоила дополнительных затрат, рейсы из Архангельска совершались только летом, а зимой «Царь» выходил из Мурманска (тогда – Романов-на-Мурмане) с остановкой в норвежском Хаммерфесте.

В Архангельске на проспекте Троицком, 82, было открыто отделение «Русского Восточно-Азиатского общества», пароход «Царь» отходил от пристани дальнего плавания, это примерно та часть причала нынешней Красной пристани, где сейчас находится Северный морской музей. Надо сказать, что билет до Нью-Йорка в первом классе стоил по тем временам очень приличных денег – 170 рублей, во втором – 135, в эмигрантском – 85; за ребёнка от одного года до 12 лет плата составляла 42 рубля; за грудного ребёнка – пять рублей. Каюты первого класса были оборудованы по последнему слову техники и дизайна того времени.

Кто же были эти господа, скопившие немалые суммы на билет из Архангельска в Нью-Йорк на шикарном трансатлантическом лайнере? Бизнесмены, праздные туристы? Как ни странно, это были в основной массе эмигранты-евреи, начавшие массовый исход в Америку после объявления Первой мировой войны. В скором времени к пароходу «Царь» присоединился его «систершип» лайнер «Царица», это лишь подтверждает, что число желающих отправиться в Новый Свет только увеличивалось.

Интервенты покидают Архангельск на пароходе «Царь», осень 1919 годаС 1916 года «Царь» привлекался Морским ведомством для перевозки военных грузов и снаряжения из Англии в Архангельск. С 1917 года использовался для перевозки войск, в том числе из США во Францию.

В конце 1917 года, вскоре после Октябрьской революции, пароход ушёл из Архангельска. Попытка новых властей задержать судно не удалась.

Однако в Архангельск «Царю» вернуться всё же пришлось. Летом-осенью 1919 года «Царь» приходил в Архангельск трижды под русским флагом, но с английским экипажем и вывозил в Англию войска интервентов, оставлявших малочисленную Белую армию генерала Миллера оборонять город от красных.

В конце 1920 года «Царь» был возвращён Восточно-Азиатской компании (East Asiatic Company), которая определила его на обслуживание Балтийско-Американской линии (Baltic American Line) под новым названием «Estonia». Позже «Царь» несколько раз менял названия и хозяев. А в 1949 году пароход «Empire Penryn» (бывший «Царь») был сдан на слом в Англии.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.