«Правда Севера» продолжает тему детско-родительских отношений, начатую в прошлом номере.
На этот раз вместе с педагогом-психологом Архангельского центра «Леда», волонтёром-психологом некоммерческой организации «Новый взгляд» Светланой Строкач поговорим о подростковой любви
Самое главное – не паниковать
Светлана Строкач– Первая любовь может нагрянуть очень рано, – говорит Светлана Строкач. – Предугадать невозможно. Но, когда бы это ни произошло, родители часто оказываются не готовы к такому повороту событий. Влюблённость ребёнка их пугает.
– Родители не могут смириться с тем, что ребёнок взрослеет?
– Дело даже не в этом. Взрослые вкладывают иной смысл в понятие любви. Скажем так, они судят со своего жизненного опыта. Любовь? Это же сексуальные отношения! А подростки… Они любят сами чувства. И для них влюблённость – это новый жизненный опыт. И поскольку опыт новый, то не всегда понятно, а что делать с чувствами, свалившимися так внезапно.
– Но и родители, получается, не знают тоже…
– Первое – не паниковать. Успокоиться. И подумать над тем, что ребёнок – это всё‑таки не взрослый. И ребёнку нужна ваша поддержка. Поэтому не устраивайте допросы. Поймите, то, что происходит с ребёнком – это не катастрофа. Чувственный опыт, пережитый в подростковом возрасте – это очень важный этап взросления, который накладывает отпечаток на всю жизнь.
Не критикуйте избранника или избранницу ребёнка. Иначе подросток замкнётся, и вы, вообще, не сможете никак повлиять на ситуацию. Подростку и так нелегко. Ведь одна из особенностей первой любви – подростки не всегда понимают свои чувства. Им может казаться, что то, что они испытывают – это стыдно. И первая любовь способна вылиться как в нежные проявления к «предмету обожания», так и в агрессивные.
– То есть если мальчик обижает одноклассницу, то это – такая любовь?
– В младшем возрасте? Вполне возможно. Кстати, почему только мальчик? Девочка тоже может обижать. Помогите ребёнку найти общие интересы, подскажите о возможности сделать какой‑нибудь подарок. Например, угостить понравившуюся девочку конфетами. Или подарить браслет, сделанный своими руками. Такие мелочи, которые нам, взрослым, кажутся очевидными, но ребёнок не всегда знает об этом.
– А если юный избранник не отвечает взаимностью? Тогда и конфеты не помогут.
– Ситуация безответной любви требует проявления особой поддержки со стороны родителей. Поговорите с ребёнком, посочувствуйте, поплачьте вместе. Но не стоить утешать: «этот мальчик тебе не подходит», «она ничего не понимает». Обесценивать чувства подростка – большая ошибка. Лучше научите оглянуться по сторонам – помогите увидеть, что вокруг много интересного. В том числе, много интересных людей.
«Вдохните и выдохните»
– Демонстративные проявления любви: фотографии объятий и поцелуев в социальных сетях, «глубокомысленные» статусы – это тоже свойство подросткового возраста?
– Когда подростки влюбляются, они действительно хотят об этом поведать миру. Как вести себя родителям, если вы случайно наткнулись на такую вот откровенную картинку? Правило первое: «Вдохните и выдохните». Если вас ситуация беспокоит, то скажите ребёнку об этом. Но скажите так, чтобы это не было расценено, как слежка или проявление недоверия. Эмоциональный фон должен быть ровным. Без обвинений.
Попытайтесь узнать, какой смысл вкладывает подросток в эту свою «демонстрацию»? Потому что, повторюсь, смысл, который вкладывает родитель, может отличаться от смысла, который вкладывает подросток. Важно услышать ответ ребёнка.
– А какой смысл может быть вложен в такую вот «демонстрацию»?
– Версий много. Например, мальчик нравится не только этой девочке, а и многим другим. И она хочет показать: «Я – особенная. Он выбрал меня!»
– Своеобразная борьба за приз?
– Чтобы «демонстрация» любви не превратилась в злобную зависть или конкурентную борьбу, можно поговорить о чувствах, которые испытывают другие девочки, когда видят эту фотографию.
Если фотографии выкладывает не ваш ребёнок, а его друзья, но подросток поделился увиденным с вами, то это тоже повод поговорить. О чём? Например, мальчик, который приветствует, что его любимая девочка вот так выставляет себя напоказ – насколько эта девочка ему дорога? Это также повод, чтобы поговорить с ребёнком о безопасности в интернете. О том, что любые фотографии, которые попадают в сеть, остаются там навсегда. И кто знает, как и кем снимки могут быть использованы потом.
– Подростки в силу возрастных особенностей не умеют просчитывать на перспективу. Они живут по принципу «здесь и сейчас».
– Это действительно так. И, разговаривая с подростком, лучше опираться на опыт, который у ребёнка имеется. Как известно, первая любовь редко бывает долговременной. Но пытаться прервать отношения подростков – бессмысленная затея, которая вызовет сопротивление.
– Начнут дружить против всех?
– Именно так.
– А если родители опасаются, что помимо объятий и поцелуев у подростков могут возникнуть и другие проявления чувств?
– Стоит сказать о своих опасениях ребёнку. Но не надо проводить ликбез по поводу сексуальных отношений – это только оттолкнёт ребёнка. К теме необходимо подходить плавно. Например, обсудить вместе какую‑то сцену из художественного фильма. Спросить у подростка, что он думает про эти отношения.
– То есть вначале выяснить уровень знаний ребёнка?
– Да. Если ребёнок сам задаёт вопросы, то не бойтесь на них отвечать. Но говорить дочке напрямую: «Смотри, чтобы у тебя с Васей ничего такого не было!» – это не работает. Запреты, как известно, приводят к обратному результату.
«Со мной никто не дружит»
– А как быть, если в подростка никто не влюбляется? И первая любовь, как кажется ребёнку, проходит мимо?
– Скорее всего, это происходит из‑за неумения налаживать социальные контакты. Многие подростки застенчивы и не знают, каким способом привлечь к себе внимание. Для подростков большое значение имеет внешность. И родители тоже могут помочь. Например, с выбором нового имиджа. Новая причёска, новый маникюр, стиль одежды. Поговорите и о том, каким образом подростки вообще знакомятся.
– В интернете знакомятся современные дети…
– А почему так происходит? Потому что в классе они не умеют общаться. Если, например, какая‑то группа объединилась, то подросток со стороны просто не знает, как подойти и влиться в группу. Что сказать, что сделать? Подростки в большей степени направлены сейчас на избежание неудач. Зачем делать, если у меня всё равно не получится? Задача родителя – помочь создать ситуацию успеха. Попробуйте вместе выбрать варианты поведения на разные случаи.
– Моделирование ситуаций?
– Да. Если родители не знают, как сделать это самостоятельно, помогут психологи. Недавно у меня на консультации был молодой человек, который говорил: «Со мной никто не дружит». А в процессе консультирования выяснилось, что одна девочка проявила к нему большой интерес. Но мальчик решил: «Зачем ей со мной тратить время? Тем более, что я всё равно никому не нужен». И он расстался с девочкой по своей инициативе.
– А можно снять эту негативную установку «неудачника» и повысить в подростке уверенность?
– Конечно. В центре «Леда», например, мы проводим такие занятия. Помогаем подростку аккумулировать внутренние ресурсы. Программа рассчитана на ребят с 8 по 11 класс.
Часто негативные установки появляются из‑за многочисленного негативного опыта. Допустим, мальчик пытается найти подружку, но каждый раз получает отказ. На четвертой попытке он просто теряет веру в себя. Как быть? Можно попробовать перенаправить ситуацию.
– Увидеть плюсы в своих неудачах?
– Да. Посмотреть с другой стороны: «Ты получил отказ, но ты умеешь знакомиться и не боишься подойти к понравившейся девочке». Я, например, столкнулась в практике с другой проблемой. Когда подростки, глядя на одноклассников, которые всё время ссорятся в парах, наоборот, замыкались в себе: «Я не хочу отношений, от них одни проблемы». И это тоже негативная установка, с которой надо работать.
А по поводу того, что современные дети сейчас знакомятся в интернете… Виртуальная влюблённость, действительно, распространена среди подростков.
– То есть свою первую любовь можно встретить, и общаясь в скайпе?
– Можно. Для подростка, как я уже говорила, важны сами чувства. И, например, мальчик-подросток может влюбиться в девочку, которая живёт, вообще, в другом городе или другой стране.
Конечно, у подобной любви есть опасность – уйти в мир фантазий. Напридумывать себе то, чего нет на самом деле. Но, когда родители со своей колокольни начинают резко высказываться против, то они обрубают ребёнку крылья. В конце концов, всё может быть в этой жизни. Люди и с разных континентов встречаются, влюбляются. И если речь о более старших подростках, которые строят совместные планы, то, может, стоит поговорить о том, как эти планы реализовать? Выучить язык, получить профессию. То есть использовать ситуацию как путь для развития личности. Ведь любовь… Она бывает разная. И даже такая, на первый взгляд, виртуальная и нереальная – это всё равно любовь.