Спектакль «Homunkulus» Калужского областного драматического театра по пьесе Максима Горького «Дети солнца» поставил Владимир Хрущев, который известен архангельскому зрителю по премьере прошлого сезона «Амфитрион».
Жанр спектакля определен как «опыты Протасова в двух действиях». А «гомункулус» – это, в представлении средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно вывести опытным путем.
Протасовы – интеллигентное семейство с кругом таких же возвышенных людей, непонятно чем занимающихся – околонаучными опытами, чтением книг, любовными мечтаниями, страстными признаниями, играми в саду.
В пьесе Горького «Дети солнца» легко читается влияние чеховских пьес с их размышлениями о предназначении интеллигенции, о ее пребывании в состоянии отвлеченного прекраснодушия в начале XX века и ее конфликте с народом, бунт которого, как описывал еще Пушкин – бессмысленный и беспощадный.
И никакие восклицания в воздух вроде «как я люблю людей!» не спасли «просвещенных людей» от банального битья в морду, что было только началом русской трагедии XX века (Горький написал пьесу в революционном 1905 году).
И если начало спектакля – это еще «вишневый сад» с кружевными зонтиками, дамскими «нервными припадками» и преданной прислугой, то финал – уже наглость пьяной толпы, эпидемия холеры, неустроенность и страх за отгороженным от внешнего мира ненадежным забором-сеткой, уже наметки булгаковских «Дней Турбиных».
Вначале актеры одеты в светлые одежды, а к финалу их платья тускнеют, на них появляются грязные пятна, вместо туфель-балеток – сиротские ботинки со шнурками, круги под глазами и растрепанные волосы – вот что ждет впереди этих мечтателей, не желающих возвращаться на землю из своих горних высей.
Спектакль запомнился яркой игрой актеров – это раз. А еще тем, что режиссер поставил не остросоциальную драму с пресловутыми «верхами» и «низами», как это делали другие режиссеры до него, и как можно было ожидать зрителям. А некую гротесковую трагикомедию с людьми-марионетками, играющими пьеску на сцене. Это и клоунские одежки, и странный грим, и бесконечные дурачества, и монологи о возвышенных материях, обращенных в пустоту. Жизнь в плену иллюзий – это так характерно для российского общества (понятие интеллигенции как класса ныне размыто, так что, думается, посыл – ко всему обществу).
В спектакле звучит «живая музыка» и музыканты тоже играют свою роль, правда, ближе к концу герои спектакля о них как-то подзабыли. Из музыкальных тем выделялась композиция «Океана Эльзы» - «Я не сдамся без бою».
Финал спектакля – кучка испуганных «детей солнца» сбилась в тоскливом страхе перед будущим. Безмолвие и беспомощность....
А сегодня, 7 мая, петербургский драматический театр «На Литейном» представит на суд архангелогородцев и фестивального жюри спектакль «Отцы и сыновья». Фестиваль, напомним, продлится по 13 мая включительно.