07.05.2018 16:53

Фестиваль «Родниковое слово» в Архангельске: Опыты Протасова

Спектакль «Homunkulus» Калужского областного драматического театра по пьесе Максима Горького «Дети солнца
Главный режиссер Архангельского театра драмы Андрей Тимошенко вручает диплом главному режиссеру Калужского театра Владимиру Хрущеву

Спектакль «Homunkulus» Калужского областного драматического театра по пьесе Максима Горького «Дети солнца» поставил Владимир Хрущев, который известен архангельскому зрителю по премьере прошлого сезона «Амфитрион».

Жанр спектакля определен как «опыты Протасова в двух действиях». А «гомункулус» – это, в представлении средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно вывести опытным путем.

Протасовы – интеллигентное семейство с кругом таких же возвышенных людей, непонятно чем занимающихся – околонаучными опытами, чтением книг, любовными мечтаниями, страстными признаниями, играми в саду.

В пьесе Горького «Дети солнца» легко читается влияние чеховских пьес с их размышлениями о предназначении интеллигенции, о ее пребывании в состоянии отвлеченного прекраснодушия в начале XX века и ее конфликте с народом, бунт которого, как описывал еще Пушкин – бессмысленный и беспощадный.

И никакие восклицания в воздух вроде «как я люблю людей!» не спасли «просвещенных людей» от банального битья в морду, что было только началом русской трагедии XX века (Горький написал пьесу в революционном 1905 году).

И если начало спектакля – это еще «вишневый сад» с кружевными зонтиками, дамскими «нервными припадками» и преданной прислугой, то финал – уже наглость пьяной толпы, эпидемия холеры, неустроенность и страх за отгороженным от внешнего мира ненадежным забором-сеткой, уже наметки булгаковских «Дней Турбиных».

Вначале актеры одеты в светлые одежды, а к финалу их платья тускнеют, на них появляются грязные пятна, вместо туфель-балеток – сиротские ботинки со шнурками, круги под глазами и растрепанные волосы – вот что ждет впереди этих мечтателей, не желающих возвращаться на землю из своих горних высей.

Спектакль запомнился яркой игрой актеров – это раз. А еще тем, что режиссер поставил не остросоциальную драму с пресловутыми «верхами» и «низами», как это делали другие режиссеры до него, и как можно было ожидать зрителям. А некую гротесковую трагикомедию с людьми-марионетками, играющими пьеску на сцене. Это и клоунские одежки, и странный грим, и бесконечные дурачества, и монологи о возвышенных материях, обращенных в пустоту. Жизнь в плену иллюзий – это так характерно для российского общества (понятие интеллигенции как класса ныне размыто, так что, думается, посыл – ко всему обществу).

В спектакле звучит «живая музыка» и музыканты тоже играют свою роль, правда, ближе к концу герои спектакля о них как-то подзабыли. Из музыкальных тем выделялась композиция «Океана Эльзы» - «Я не сдамся без бою».

Финал спектакля – кучка испуганных «детей солнца» сбилась в тоскливом страхе перед будущим. Безмолвие и беспомощность....

А сегодня, 7 мая, петербургский драматический театр «На Литейном» представит на суд архангелогородцев и фестивального жюри спектакль «Отцы и сыновья». Фестиваль, напомним, продлится по 13 мая включительно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фото автора