31.07.2017 11:54

Архангельской «Радости» наступил конец?

Фото автора

Традиция сохранять корабли для истории, для будущих поколений существует во многих странах и очень давно. Весь мир знает о чайном клипере «Катти Сарк», поставленном англичанами на вечную стоянку. 

В Швеции на учете состоит каждый судовой корпус, который вызывает, по мнению историков, интерес. В портовых городах Германии из отслуживших судов собраны целые морские музеи.

Есть такая традиция и в России. Про «Аррору», кажется, знает весь мир. В Мурманске есть музей - атомоход «Ленин», в Санкт-Петербурге - ледокол «Красин», тоже музей. Кораблик «Красный вымпел» существует как музей революции в порту Владивосток. Крейсер времен великой отечественной войны «Кутузов» украшает набережную Новороссийска.

Об Архангельске, как портовом городе, бережно относящемуся к собственной истории, лучше не вспоминать. Те, кто по роду деятельности призван сохранять историю Северного мореплавания, расписались в собственной беспомощности: достаточно вспомнить о паруснике «Запад». Но истинных поморов всегда отличало бережное, хозяйское отношение к флоту: судно - не только место работы, не только средство заработать, «… нам корабль - дом родной». На Северном бассейне пароходы-долгожители работают и сейчас, продолжая бить все возрастные рекорды – колесник «Николай Гоголь», пассажирские суда «Коммунар» и «Балхаш».

Есть в Архангельске буксир «Радость», который волей своей рабочей судьбы не так известен. Документов с постройки буксирного парохода – приемного акта, чертежей, сертификатов ни на судне, ни в конторе судовладельца = лесозавода № 23 нет. Лишь в конторе капитана порта Архангельск сохранились данные = буксир построен в Цигломени на заводе «Товарищество А. Чудинов и Ко» в 1905 году. «Радость» в ту пору имела длину 17 метров, ширину 3,6 метра, паровую машину и клепаный корпус. В составе команды кроме капитана и матросов был человек редкой профессии – кочегар. Вот и все сведения. Нет ни даты, ни месяца постройки.

До прошлой осени буксир «Радость», несмотря на возраст, добросовестно трудился то на переправе, то на перестановке плотов леса, то на швартовке морских судов. Гораздо раньше, как рассказывали старики, что всю жизнь прожили в поселке 23-го лесозавода, что до войны «Радость» совершала дальние рейсы вверх по Северной Двине. Пароход буксировал баржи в Трепузово, в Копачево, в Нижнее Койдокурье. До тех пор, пока не было железнодорожного моста, рейсы с пиломатериалами от лесопилки до станции «Левый берег» были обычными. В 1967 году паровую машину на судне заменили дизелем мощностью в 150 лошадиных сил. В 1985 году всерьез встал вопрос о списании буксира. По просьбе экипажа – директор предприятия дал заявку по капитальному ремонту «Радости» на СРЗ «Красная Кузница». Тогда Соломбальскими судоремонтниками была заменена обшивка корпуса, палуба, установлены новый брашпиль, рулевой механизм.

Как минимум, пять поколений речников Маймаксы содержали, ремонтировали, просто берегли «Радость». Буксир всегда был для жителей поселка лесозавода частью их жизни. Но, радости в будущей жизни «Радости» сегодня не видно. Прошло уже половина навигации, а буксир, оставленный (официальный повод) на зимовку на берегу лесозавода, там до сих пор и ржавеет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ