06.06.2020 08:19

Два танка от одного циркового артиста

Архангельский госцирк. Август 1947 г. Иллюстрация из книги «Архангельск: век минувший» (Архангельск, 2009)

Вспоминаются поэтические строки о цирке, написанные известным советским поэтом-песенником Василием Лебедевым-Кумачом в сороковом – накануне войны: «…Огни, горите ярче, Пылайте, щёки, жарче, И музыка, торжественней звучи! Одни другим на смену На жёлтую арену Весёлые выходят циркачи…»

Вот и в Архангельском госцирке 23 мая 1940 года открылся новый сезон. Выступали канатоходцы и дрессировщики, гимнасты и жонглёры, акробаты-эксцентрики и, конечно же, клоуны! «Архангельцы любят цирковое искусство – здание цирка не вместило всех желающих посмотреть представление», – писала «Правда Севера» (26.05.1940). А вот ещё цитата: «Советская цирковая молодёжь, с крепкими мускулами, с кошачьей ловкостью, выносливая и здоровая, прекрасно пропагандирует спорт, демонстрирует готовность по приказу партии и правительства проявить героизм в схватках с врагами нашей родины».

Цирковой сезон 1941 года открылся 24 мая. В газетных объявлениях обещалась разнообразная программа: китайские артисты Дун Цин-Фу, буффонные клоуны Анри и Серж, дрессированные собачки, полёты под куполом цирка… Воскресным утром 22 июня в цирке готовились закрывать первый цикл программы – в час дня должно было состояться прощальное представление. Оно началось, но было прервано – и в то время зрители ещё не понимали, по какой причине…

В понедельник, 23 июня, выходит специальный объединённый выпуск газет «Правда Севера» и «Северный комсомолец» с портретом Сталина и текстом выступления наркома иностранных дел Молотова, завершающегося словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

А уже в августе первого военного года на арене цирка шла антифашистская пантомима «Бандит с большой дороги». Сценарий постановки написал и осуществил цирковой спектакль заслуженный артист республики Леон Танти. Коллектив госцирка, «стремясь подчинить всю свою работу интересам обороны, средствами циркового искусства разит гитлеровскую свору», – сообщала в одном из номеров областная газета. И далее достаточно подробно раскрывала содержание пантомимы:

«Показав Гитлера, мечущимся в страхе перед всесокрушающей народной силой, цирк заканчивает пантомиму отображением неугасимого пламени ненависти трудящихся к фашистским поработителям, показом бдительности и непреклонной воли советских людей к победе над наглым коварным врагом». «Пантомима – свидетельство перестройки цирка на военный лад» (16.08.1941).

Сезон 42‑го года начался 28 мая. Судя по газетным объявлениям, цирк работал ежедневно, без выходных. За очень короткий отрезок времени представления посетило свыше 20 тысяч зрителей! «Посещение значительно выше довоенного. Это обязывает директора тов. Симнанского [Иван Николаевич Симнанский (1896-1952), директор цирка в 1938–1952 гг. – Ф. А.] энергично бороться за повышение качества программы», – писала газета о первых днях работы цирка (10.06.1942).

В состоявшемся 15 июня в городском театре большом благотворительном концерте – в помощь детям, пострадавшим от фашистского варварства, – приняли участие писатели Юрий Герман, Владимир Беляев, артисты Архангельского Большого театра, филармонии, цирка и другие работники искусства.

В военные годы, когда многие цирковые артисты ушли на фронт, оставшимся, как и всем горожанам, приходилось во время бомбёжек дежурить на крыше деревянного здания цирка, гасить «зажигалки», выезжать в госпитали и военные части в рамках шефской помощи, а вечером выходить на манеж.

Небольшие обзоры цирковых программ давал в «Правду Севера» артист Николай Павлов – сын основателя цирковой династии Семёна Павлова из Соломбалы. Он информировал читателей газеты о прибытии в цирк новых артистов, надеясь, что пополнение труппы новыми силами обновит программу, обогатит её и «сделает весьма интересной» (10.09.1942). Позднее, в 44‑м, под руководством Николая Павлова был создан новаторский номер «Гигантские шаги с подкидными досками», решённый в традиционном русском народном стиле.

Кстати, члены этой большой цирковой семьи – братья Александр и Павел – ушли на фронт. Первый пропал без вести в 42‑ом. Павел после войны вернулся в семейный номер, в котором работал до выхода на пенсию в 1958 году.

Большое место в цирковых программах военных лет занимали так называемые «чемпионаты французской борьбы», сохранившиеся в цирках с дореволюционного времени. Разумеется, эти представления носили физкультурно-спортивный характер, их разнообразили клоуны и дрессированные собачки, о чём писала «Правда Севера» 30 мая 1943 года.

13 июня 1943 года газета публикует материал, посвящённый известному борцу-орденоносцу, мастеру спорта Ивану Карповичу Куксенко, больше известному как Ян Цыган. Из статьи читатели узнали, что борец, «следуя благородному примеру колхозника Ферапонта Головатого», внёс в одно из отделений Госбанка личные средства, на которые было куплено два танка для Красной Армии. На броне тяжёлых боевых машин было написано: «Борец Куксенко – Ян Цыган».

Прощальные представления сезона 1943 года состоялись в сентябре. В заметке, опубликованной в газете, выражалась огромная благодарность всему коллективу цирка: «Война не только не ослабила деятельность цирка, но и подняла его работу на более высокую ступень» (18.09.1943). Успешным сезон оказался и по контрольным цифрам: при плановом показателе 131 было дано 153 представления, цирк обслужил в полтора раза больше зрителей, государство получило миллион 100 тысяч 100 рублей прибыли.

Год 44‑ый. Несмотря на военное время, «здание цирка хорошо отремонтировано, – писала газета. – Стены фойе, побелённые под мрамор, радуют глаз. В красиво оформленном цирке очень уютно. Здесь приятно будет отдохнуть архангельским зрителям» (21.05.1944).

В разгар белых ночей в цирке состоялся ночной бал. Играли два оркестра, работал буфет. Вся выручка от ночного представления по обновлённой программе перечислялась в Фонд помощи детям фронтовиков. Об этом писала газета в номере 8 июля 1944 года. И это не последнее перечисление средств: весь сбор от вечернего представления 25 сентября поступил в Фонд обороны СССР.

Все годы войны Архангельский госцирк не прекращал работу, торжественно – под звуки циркового марша Исаака Дунаевского – открывал и закрывал сезоны, трудился и днями, и ночами…

Сезон 1945‑го открылся почти через месяц после Победы. И открывал сезон цирковой коллектив под руководством М. Качуринера с музыкальным аттракционом необычного ансамбля. «Их программа также многообразна и жива, – писала газета. –…Зрители очень тепло принимают все выступления лилипутов» (19.06.1945).

7 июля газета анонсировала «Большое ночное представление в цирке»: разнообразная программа, после которой буфет, духовой оркестр и танцы до утра. Весь сбор от него, составивший 29 тысяч рублей, был перечислен на подарки защитникам Родины, вернувшимся с фронта.

Победный сезон госцирка был завершён в сентябре. За это время его представления посетило свыше 200 тысяч зрителей, о чём писала газета в номере за 1 сентября 1945 года.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Фёдор АГАПИТОВ, библиограф отдела краеведения «Русский Север» библиотеки имени Добролюбова