08.07.2015 15:17

Антарктическая драма разыгралась в Крыму

Судно «Енисей» в Севастополе
«Михаил Сомов» в Антарктиде

В Севастополе завершился этап съемок фильма о знаменитом дрейфе экспедиционного судна «Михаил Сомов»

От Белого моря к Черному

Очередной отпуск был в  самом разгаре, но планов на  отдых не было; наполненный домашними заботами,  он просто шел своим чередом. Звонок по телефону с  «Мосфильма» стал полной  неожиданностью. Неведомый представитель съемочной группы интересовался,  хорошо ли мне знакомо научное судно «Михаил Сомов», работал ли я во льдах.  Получив положительный ответ, объяснил суть дела: кинокомпания снимает фильм  о событиях 30-летней давности, когда судно-снабженец оказалось в вынужденном  дрейфе в Антарктиде. Для  реальности происходящего  им нужен консультант –  моряк с опытом работы в  ледовом плавании. 

Почему так внезапно?  Специалист, помогавший режиссеру при съемках в Мурманске и Санкт-Петербурге,  в срочном порядке направлен в море. 

Мы вместе порадовались  совпадению. Конкретную  задачу мне объяснят на съемочной площадке. Вкратце  она заключается в том, чтобы некоторые детали сценария с сухопутного языка  автора перевести на флотский. Последняя фраза сразила почти наповал: съемки  проходят Крыму! С тем и  попрощались. 

Оперативность киношников впечатляла. Уже через два часа авиабилет до  Симферополя был прислан  по электронной почте. На  следующий день я сидел в  самолете, который перенес  меня с южного берега Белого моря на северное побережье Черного. У здания  аэропорта ждала машина.  Встречающий водитель рассказал, что группа прибыла  в Севастополь два дня назад,  съемки начнутся завтра на  борту какого-то парохода,  для меня забронирован номер в гостинице. Куда мы  и едем. 

Дорога длиной в 70 километров петляла между  сопок, проносились мимо табличек с названиями поселков – Чистенькая, Приятное  Свидание, Бахчисарай. 

Вечерело, когда мы оказались возле утопающей в  зелени гостиницы-теремка.  Не успел зайти в номер,  как по телефону поинтересовались: «Как добрались,  как устроились?» А еще  сообщили, что в семь утра у гостиницы будет стоять  автобус. С другими его перепутать трудно – под стеклом  надпись: «Киносъемочная».  К месту сбора на нем поедут  сразу 10-12 человек. 

И действительно, точно  в семь часов перед входом  в гостиницу остановился  микроавтобус. В него зашла  молодежь лет 25-30, ребята  и девчонки, явно давно меж  собой знакомые. Автобус  тронулся, еще полчаса кружили по узким улочкам,  а когда дорога круто покатила вниз, взгляду открылась бухта. Нас привезли  на причал рядом с десятком  кораблей, ошвартованных  кормой. Один из них выделялся размерами: длина метров двести, высота восемь  этажей. Это был плавучий  госпиталь Черноморского  флота «Енисей». 

Не «Михаил  Сомов», а «Михаил  Громов»

 У трапа – толпа, не меньше сотни человек. В ней  выделялись трое, они подходили то к одним, то к другим  и отдавали распоряжения.  В результате через 15 минут причал практически  опустел.

  Меня проводили на судно и начали знакомить с  людьми. Признаюсь: в именах, лицах и должностях  запутался сразу. Успокоили:  «Важно, чтобы вас запомнили. К консультанту будут  подходить с самыми неожиданными вопросами. А пока  есть время, надо прочитать  сценарий».

 Фильм под названием «Ледокол» снимается на основе  реальных событий, развернувшихся в 1985 году. Судно  «Михаил Сомов» было тогда  зажато тяжелыми льдами  в Антарктиде. В течение  133 суток экипаж боролся  за жизнь судна, не прекращал попыток выбраться из  ледового плена. Поскольку в фильме присутствует  и художественный вымысел, изменено имя главного  героя – судно называется  «Михаил Громов», члены  экипажа также получили  другие имена и фамилии.  Автор добавил несколько  острых, трагических моментов в сценарий: во льдах гибнут люди, айсберг наносит  повреждения судну. 

Так начался мой первый  съемочный день. А для киногруппы он уже был 32-м.  До этого съемки проходили  на атомоходе «Ленин» и  ледоколе «Ермак». 

На «Енисее» для киногруппы выделена кают-компания. Там уже подготовили  декорации «а-ля 80-е». На  полках – целая библиотека из «Материалов съездов  КПСС», вымпелы «За успехи в соцсоревновании», бюст  Ленина. На стенах – Доска  почета, «Комсомольский  прожектор», портрет Владимира Ильича. Сегодня  здесь проходит общее собрание экипажа и полярников.  Но прежде чем включить  кинокамеру, прошла репетиция. Актеры обсуждали  положение, в которое попал  «Михаил Громов», предлагали варианты, как выбраться из льдов. Режиссер  и оператор по ходу действия  кое-что поправляли в тексте,  в декорациях, в освещении.  Поразило, с какой тщательностью оттачивался каждый  кадр – фразы, выражения  лиц, жесты. 

Часа через три начались  съемки. Бессчетное количество раз кинокамеру передвигали в разные углы  кают-компании, меняли  объективы, снимали общие  и крупные планы. Идеальную, на мой взгляд, игру  актеров дублировали по  пять–шесть раз. Во второй  половине дня прозвучала  долгожданная фраза: «Эта  сцена снята!» Был объявлен  перерыв. Полноценный обед  для всей группы привезли  прямо на судно. А через час  снова началось: «Камера! Мотор!» Теперь снимали в  коридоре и на трапе, там  продолжалось бурное обсуждение ситуации с вынужденным дрейфом. Съемки закончились поздним  вечером, и в наступившей  темноте тот же автобус отвез нас в гостиницу. 

Утро следующего дня мы  снова встречали в бухте с  названием Южная. В 8.00  на кораблях прозвучали склянки и гимн России,  подняли флаг ВМФ. Для нас  это тоже был сигнал начала  работы. Снова была каюткомпания, но со вчерашнего  дня до сегодняшнего прошло… два месяца в дрейфе.  В ожидании прихода ледокола-спасателя моряки и  полярники коротали время,  уже по десятому разу смотря фильм «Бриллиантовая  рука». Полученная радиограмма о том, что помощь  придет не скоро, привела  к общему смятению. И,  всматриваясь в лица актеров, было трудно в это не  поверить. Приказ капитана  о режиме строжайшей экономии продуктов, топлива,  пресной воды у многих вызвал протест – на судне назревал конфликт...

 С перестановками камеры, с бесконечными дублями эта сцена тоже была  наконец снята. И снова видел, насколько тщательно прорабатываются самые  Собака Фрося – тоже актер «Мосфильма»незначительные детали в  сценах. Так, например, простую, как мне показалось,  картинку с выключением  рубильника на электрощите  снимали целых три часа.  После всего этого мнение,  что современные фильмы  создаются за один день, развеялось как дым.

 «Ледокол» появится через год

Дни шли за днями. Съемочная площадка «путешествовала» по судну. В  зависимости от сценария ее  разворачивали то на камбузе, то в каюте капитана, то  в машинном отделении. 

Вместе с актерами по «Енисею» перемещались  операторы, костюмеры, гримеры, рабочие сцены. И надо  признать, что этот большой  коллектив работал четко,  как хорошие часы. Главную роль, безусловно, в нем  играли актеры. Их берегли,  холили, лелеяли. Среди них  я не встретил известных  мне артистов. Возможно,  потому, что в кинокухне я  был и остаюсь дилетантом.  Единственный фильм о моряках, который помню, это  «Путь к причалу». Рассказ,  ставший впоследствии основой сценария, в 1950-е годы  написал непререкаемый в  моряцкой среде авторитет  Виктор Конецкий. 

Очень хочется, чтобы  фильм «Ледокол» стал таким же популярным. И  люди, по воле сценариста  и режиссера надевшие морскую форму, делали для  этого все. 

Сюжет, когда экипаж выскакивал из кают по общесудовой тревоге, снимали  несколько дней. Все это время больше двадцати «моряков» в полушубках, унтах,  шапках бегали по судну.  И казалось, что актеры настолько вжились в роль, что  не замечали тридцатиградусной жары. 

Уже не из любопытства,  а из сочувствия задал вопрос: «Почему для съемок  выбрали Крым?» Оказалось,  что администрация «Мосфильма» вела поиск судна, похожего на «Михаила  Сомова», по всем портам  России. Очень жалели, что  во время съемок настоящий  «Сомов» работал в Арктике.  Командование Черноморского флота предложило  работать на «Енисее», по  возрасту и интерьеру помещений очень подходящем. 

Спустя три недели съемки на борту плавгоспиталя  закончились. Теперь группа будет работать на берегу  моря недалеко от Севастополя. В бухте Камышовая  уже готовилась площадка,  где будет «летать» вертолет. Консультировать  следующие сцены пригласили профессионального  летчика.

  Так совпало, что в последний день был снят тысячный  кадр фильма. Прощание с  «Енисеем» устроили прямо  на причале. Получилось,  что прощались и со мной.  Можно предположить, что  не надолго – «Мосфильм»  намерен в августе отправить  операторов в Арктику на одном из судов, приписанных  к Архангельску.  Премьерный показ картины намечен на лето следующего года.  

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владимир СОКОЛОВ. Фото автора.