27.11.2019 08:53

«Власть не должна оставлять людей наедине с проблемой»

Сергей Стрекин. Фото Юлии Бубновской

Почему в регионе не запустили нацпроект «Чистая вода», кто виноват в очередях на биопсию и как Пенсионный фонд потратил на судебные споры с гражданами восемь миллионов рублей

О самых наболевших вопросах, касающихся прав граждан, мы поговорили с руководителем отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Архангельской области Сергеем Стрекиным.

– Сергей Николаевич, недавно было озвучено, что в этом году генпрокуратура выявила 2,5 тысячи нарушений при реализации нацпроектов. Почему прокуратура активно включилась в эту работу, и как обстоят дела в Архангельской области?

– Потому что подавляющее большинство бюджетных средств сегодня расходуется в рамках национальных проектов. В Архангельской области сегодня из 12 национальных проектов реализуются десять, общий объём финансирования составляет 11 миллиардов рублей. Цель нацпроектов – заставить власть на разных уровнях думать системно, планировать свою деятельность на ближайшую и долгосрочную перспективу. К сожалению, далеко не все муниципальные образования области готовы к качественной, своевременной, систематичной работе в этом направлении. Например, такой региональный проект как «Чистая вода» в 2019 году реализован в области не будет. Муниципалитеты отнеслись к этой работе абсолютно безответственно. В частности, Вилегодский и Каргопольский районы изначально заявили о своей готовности, а когда дошло до дела, выяснилось, что техническая документация ненадлежащего качества, закупки не проведены и так далее.

Есть проблемы по нацпроекту «Демография». Так, общее финансирование проекта по созданию мест в детских садах в этом году – два миллиарда, на 1 октября израсходовано 19,6 процента. Речь идёт не только о строительстве новых детсадов, где‑то необходимо было разработать проектную документацию, где‑то выполнить нулевой цикл. Например, в посёлке Малошуйка Онежского района подрядчиком были нарушены сроки по разработке проектно-сметной документации. Администрация муниципалитета, видя, что сроки нарушаются, ограничилась телефонными переговорами. А к предусмотренным законодательством действиям – написанию претензии, обращению в суд – приходится понуждать мерами прокурорского реагирования. Наиболее серьёзные проблемы возникли, конечно, со строительством детсадов в Архангельске и Карпогорах Пинежского района. В первом случае были ошибки и при подготовке аукционной документации, и проблемы с соблюдением подрядчиком сроков выполнения работ, во втором – пришлось расторгать договор, так как компания предоставила подложные документы.

– При таком внимании к нацпроектам как могли проглядеть подложные документы?

– При проведении конкурсных процедур на выбор подрядчика у муниципалитета есть обязанность качественно проверять пакет документов. Но зачастую они смотрят формальное соблюдение перечня. Все документы есть – оснований отказать в праве участвовать в аукционе нет. Хотя и управление федеральной антимонопольной службы, и органы прокуратуры, и правительство региона постоянно призывают: если есть толика сомнений в надёжности подрядчика, если компания неизвестная, обращайтесь, инструментарий для оценки рисков очень широк. В случае со строительством детсада в Пинежском районе победителем стала ничем не примечательная компания «АСК», которая, кстати, ещё и выиграла аукцион на строительство школы в Мезенском районе. Опыт работы у подрядчика – один контракт на 44 миллиона рублей – на деле оказался липой. Выяснилось это уже после подписания контрактов. Сегодня возбуждено уголовное дело, пришлось расторгать контракты и вновь проводить аукционы.

Мы все понимаем, что объём мероприятий по реализации нацпроектов большой, и объять необъятное невозможно, но если вы берётесь за серьёзный проект, то чувствуйте ту ответственность за его реализацию, которую возлагает на вас государство.

– По линии здравоохранения также реализуется нацпроект. Снизилось ли количество нарушений в этой сфере?

– К сожалению, в этой сфере достаточно много проблем, которые одномоментно не решить. Это и ненадлежащее обеспечение граждан, в том числе инвалидов, лекарствами, незаконные отказы в выписке рецептов, закупка некачественных препаратов, несвоевременное оказание медицинской помощи.

В этом году в Архангельске остро стояла проблема очередей на проведение биопсии – необходимого исследования при постановке онкологического диагноза. Мало того что запись на исследование велась один раз в месяц – каждый второй четверг, так и срок ожидания составлял 1,5 месяца. А мы прекрасно понимаем, чем это грозит: онкология настолько непредсказуема и может быстро развиваться, что эта задержка может стать смертельной для человека. При этом у нас строго определены сроки оказания услуги – в течение 14 дней со дня выдачи направления на исследование. Поэтому подобные очереди – результат неэффективной работы ответственных лиц.

Да, нехватка кадров существует, но можно выстроить работу с использованием ресурсов других медицинских учреждений. Спотыкаемся о человеческий фактор, к сожалению. Аналогичная ситуация и по лекарственным препаратам. Люди обращаются с рецептом от лечащего врача, а им говорят, что заявку сделать не можем, так как не работает компьютер и зависла система. Такие факты были в Архангельске и в Северодвинске. В результате люди вынуждены покупать лекарства за собственный счёт либо не покупать вообще в связи с материальным положением. Потом жалуются в страховую, та, в свою очередь, штрафует лечебное учреждение. А людям какая польза? Деньги уже потрачены. Хотя опять же есть алгоритм: не работает система – оформляйте документы вручную!

– К сожалению, жалоба тоже не всегда эффективна, пока её рассмотрят – время уже упущено.

– По фактам, от которых зависит жизнь и здоровье человека, мы реагируем в первую очередь. Устанавливаем сокращённые сроки проверок, чтобы как можно быстрее принять меры и помочь.

– В этом году было много ситуаций, связанных с районными больницами. На слуху проблемы в Няндомской и Плесецкой ЦРБ. Были сообщения о врачебных ошибках. Какие факты нашли подтверждение?

– Необходимо признать, что для уровня районного здравоохранения тема врачебных ошибок актуальная, но сложнодоказуемая. Есть уголовные дела, есть приговоры, но они носят единичный характер. Это связано с тем, что надо доказать причинно-следственную связь. Согласитесь, каждый из нас в повседневной деятельности может проигнорировать головную боль или другие симптомы, затянуть с обращением к врачу. Поэтому когда пациент поступает в больницу и врачам не удаётся спасти ему жизнь, экспертизе сложно сделать однозначный вывод. Даже если стандарт оказания первой медицинской или оперативной помощи был выполнен не в полном объёме. Причина смерти связана с невыполнением стандарта, поздним обращением или неправильной диагностикой? Но здесь есть и другой аспект – это своевременность и эффективность оказания помощи пациенту в первые часы. А это вопросы формирования системы медпомощи на местах. Поэтому в рамках реализации национальных проектов заложено строительство новых ФАПов, оснащение оборудованием автомобилей скорой помощи. Никакие специализированные и хорошо оборудованные вертолёты не смогут организовать надлежащую помощь здесь и сейчас. Это всегда время.

Ещё один важный аспект – расходные материалы. Это не только лейкопластыри и бинты. Прежде всего это комплектующие к высокотехнологичному оборудованию, клапаны, стенты. И когда решение о проведении той или иной операции принимается не в интересах пациента, а исходя из необходимости иметь запас расходников, мы реагируем жёстко. Такие случаи недопустимы, но они характерны именно для районных больниц.

Что касается ситуаций по Няндомской и Плесецкой ЦБР, то в этих учреждениях прошли несколько проверок различного уровня. В Плесецке факты подтвердились частично, но ситуация там нездоровая (прим. ред. – 14 ноября главный врач Плесецкой ЦРБ была уволена). По Няндомской больнице проверка ещё идёт, но уже сегодня можно сказать, что часть информации недостоверная, которую использовали для подогрева интереса граждан с целью увеличения аудитории.

– Ещё одна наболевшая тема – пенсионные права. В этом году в регионе люди массово столкнулись с тем, что их пенсия без их ведома была переведена в негосударственные фонды.

– Подобные случаи, к сожалению, нередки не только на территории региона, но и по всей стране. Речь идёт и о фактах введения в заблуждение граждан, и о фактах кражи персональных данных. Когда начали проверять, выяснилось, что Пенсионный фонд, фактически зная о нарушениях прав граждан, бездействовал. Люди обращались за помощью, писали заявления, а их, по сути, складывали в ящик. Хотя должны были направлять в правоохранительные органы. Сегодня мы выстроили эту цепочку.

Есть и вторая сторона вопроса – широкая судебная практика обжалований действий Пенсионного фонда. Причём зачастую ситуации абсолютно идентичны. Это и оплата отдыха пенсионеров, и досрочное назначение страховой пенсии, и зачёт периода спецстажа в особых условиях. Да, двух абсолютно одинаковых ситуаций не бывает. Но есть одно и то же предприятие, работу на котором изначально в спецстаж не учитывали, а потом появилось судебное решение. Можно проанализировать судебную практику и сделать выводы, а не обрекать людей на бесконечные судебные тяжбы и не увеличивать нагрузку на бюджет. Так, за 2018 год и первую половину 2019 года было потрачено более 8,5 миллиона рублей только на судебные издержки. А есть ещё работа юристов, корреспонденция и так далее.

– Если вернутся к нацпроектам – экологии и новой системе обращения с отходами. Впереди у региона процесс установления тарифа на вывоз мусора и размещение контейнерных площадок. Дискуссии уже идут, у прокуратуры есть позиция по этому вопросу?

– Область входит в новый режим работы с отходами, и наша общая задача – не формальное исполнение требований законодательства. Важно не допустить сбой работы системы, из‑за которого могут пострадать интересы граждан. Не у всех муниципалитетов есть понимание важности запуска этого процесса и его сроков: не вся необходимая документация поступила, не везде идёт работа по оборудованию контейнерных площадок.

– Кто всё‑таки должен оборудовать эти площадки?

– Мы основываемся на законе. Если контейнерная площадка устанавливается на общедомовой территории, то это зона ответственности жильцов и управляющей организации. Есть дома под цоколь, то есть без своей прилегающей территории и контейнерной площадки, то задача муниципалитета выделить земельный участок, оборудовать контейнерную площадку и передать управляющей организации её содержание. Для этого есть возможность получить поддержку из областного бюджета. Другое дело, что, например, Архангельск, в отличие от других муниципальных образований, не запросил на эти цели ни копейки. То есть возможность получить поддержку есть, а они ею просто не воспользовались. На наш взгляд, это неправильно. Власть не должна оставлять людей наедине с проблемой, когда есть правовые и финансовые механизмы для её решения.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анастасия ВОЛОДИНА