В Севгидромет пришло распоряжение – подготовить план утилизации судна «Михаил Сомов»

4 сентября 18:14 Море
«Михаил Сомов»
«Михаил Сомов»

Понедельник – день тяжелый. Но никто не ожидал настолько негативной новости в начале рабочей недели. Впрочем, такого вообще не ждали.

В Северное управление гидрометеослужбы из центрального офиса «Росгидромета» пришло распоряжение – в срок до 25 сентября подготовить план мероприятий по УТИЛИЗАЦИИ научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Других вариантов по использованию орденоносного заслуженного судна – арктического снабженца, скорее всего, не рассматривается.

По неофициальным данным, зимний ремонт 2018 года может обойтись НЭС «Михаил Сомов» в 160 миллионов рублей. Дорого! И потому всерьез рассматривается вопрос о замене старого, отслужившего своей век дизель-электрохода, новым. Работу по обеспечению полярных станций Северного ледовитого океана с успехом может выполнять другое научно-экспедиционное судно – «Академик Трешников». Его порт приписки – Санкт-Петербург, принадлежит судно Арктическому-Антарктическому научно-исследовательского институту.

PS: И все-таки, «Михаила Сомова» при той судьбе, которая ему приготовлена, жалко. Для Советской науки, для Российской Арктики им сделано очень много. Даже в моей довольно заурядной биографии есть две яркие строчки, где «Михаил Сомов» – главное действующее лицо. В 2000 году – участие в экспедиции Академии наук «Севморпуть», которая проверила состояние полярных станций Арктики после фактически двадцатилетнего забвения. В 2010 году – участие в снабженческом рейсе, когда впервые в истории за одну навигацию был дважды пройден путь от Карских Ворот до острова Врангеля, не просто пройден – «Михаил Сомов» тогда обеспечил необходимым 40 полярных станций.

*********

Наша справка

Всем, кто хотя бы раз побывал в полярных широтах (как в северных, так и в южных), имя Михаила Сомова хорошо известно. Ветераны арктических и антарктических экспедиций помнят человека, полярного исследователя. Еще в далеком 1938 году молодой специалист-гидрометеоролог принял участие в первом походе судов по Северному морскому пути. И с тех пор «заболел» Арктикой. Высокие широты стали местом его работы, научной лабораторией. В составе экспедиций он бывал на Северном полюсе, на островах ледовитого океана, на ледокольных пароходах. Во время войны Михаил Сомов занимался ледовой разведкой – составлял карты, облегчающие плавание караванов судов. В 1950 году океанограф Сомов возглавил дрейфующую научную станцию «Северный полюс-2». А в 1955-м, когда впервые в истории советские научные суда «Обь» и «Лена» отправились к берегам Антарктиды, руководителем экспедиции был назначен доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.

В 1973 году Михаила Михайловича не стало. Академия Наук обратилась в правительство с просьбой увековечить имя ученого. Научно-экспедиционное судно, построенное в Херсоне, получило название «Михаил Сомов». Однотипные дизель-электроходы усиленного ледового класса серии «Амгуэма» специально проектировались для плавания во льдах. При мощности двигателя в 8200 лошадиных сил, при толщине носовой части 44 сантиметра «Михаил Сомов» легко мог преодолевать метровый лед. На судне могли разместиться до полутора сотен человек – экипаж и экспедиция. 8 июля 1975 года на нем в торжественной обстановке был поднят флаг Союза ССР. В сентябре того же года дизель-электроход прибыл в Ленинград, где его передали судовладельцу – НИИ Арктики и Антарктики.

В порту приписки «Михаилу Сомову» приходилось бывать не часто. Место его работы – полярные воды. 21 раз ему довелось участвовать в Антарктических экспедициях. В 1982 году на суде прошло переоборудование: замена дизелей, укрепление корпуса, модернизация лабораторий. В 1985 году весь мир узнал о его ледовом дрейфе возле берегов шестого континента. Зажатый между обломками айсберга «Михаил Сомов» не раз рисковал быть раздавленным и затонуть. Экипаж не покинул судно, сумел выбраться из ледового плена. Вернувшись в родной порт, многие моряки получили правительственные награды. НИС «Михаил Сомов» был награжден орденом Трудового Красного знамени.

На постоянное «место жительства» к нам на Север дизель-электроход пришел в 2000-м году. По решению главного управления гидрометеослужбы судно было передано Северному управлению ГМС, портом приписки его стал Архангельск. В том же году впервые после двадцатилетнего перерыва на борту «Михаила Сомова» в Арктику отправилась научная экспедиция. С той поры плавание во льдах Карского и Баренцева морей с научными работниками институтов стали регулярными. Выполняет научное судно и грузовые рейсы. Но главной его задачей остается снабжение полярных метеостанций всем необходимым. Ежегодно в летние месяцы «Михаил Сомов», приняв в трюмы контейнеры с продуктами, пакеты стройматериалов, бочки с дизельным топливом, отправляется к островам арктических морей. И потому нынешние полярники, как и много-много лет назад их предшественники, тоже знакомы с Михаилом Сомовым.

Владимир СОКОЛОВ

Общество

23 сентября

Совет отцов Архан­гель­ской области: «Инсти­тут отцовства хро­ма­ет, зна­чит, надо ему уде­лить боль­ше внимания»

23 сентября

В Архан­гель­ске идет мас­шабный ремонт Набе­реж­ной Седова

23 сентября

Архан­гель­ским школь­ни­кам тор­жест­вен­но вру­чили пас­порта граж­дани­на России

23 сентября

Архан­гельск и водо­рос­левый ком­би­нат под­писа­ли сог­лаше­ние о сот­рудни­чес­тве

22 сентября

В Архан­гель­ске раз­вер­нула тор­говые ряды тра­дици­он­ная Мар­гари­тин­ская ярмарка

22 сентября

У севе­род­винск­их ребят из непол­ных семей есть воз­можность бес­платно обу­читься актёрско­му мас­терству

21 сентября

Юные экску­рсово­ды из Кено­зерья стали участ­ни­ками Меж­дуна­род­ного слета дру­зей запов­ед­ных островов

21 сентября

Пять учрежде­ний куль­туры Архан­гель­ской области полу­чат сред­ства для устр­ойства пандусов

21 сентября

Пра­вос­лавные актив­ис­ты про­вели акцию про­тив абор­тов в Севе­род­винске

21 сентября

В Архан­гель­ске про­хо­дит I ремес­ленный форум «Зем­ля мастеров»

20 сентября

В Архан­гель­ске появит­ся памят­ный знак в честь желез­нодо­рож­ни­ков Иса­ког­ор­ки

20 сентября

Посети­тели Мар­гари­тин­ской ярмарки могут зарег­ис­три­ровать­ся в ЕСИА

20 сентября

В Кур­тя­ево высад­ит­ся эко­ло­ги­чес­кий десант

20 сентября

Архе­оло­ги завер­шили полевые рабо­ты в Пет­ровс­ком сквере

20 сентября

Предп­ри­ни­ма­те­лям Архан­гель­ской области рас­ска­жут о биз­несе в сфере образо­ва­ния

Похожие материалы

5 сентября Общество

Над­еем­ся, что судь­ба «Миха­ила Сомо­ва» будет счаст­ли­вее, чем участь «Ермака», «Геор­гия Седо­ва» и «Оби»

4 сентября Общество

В Сев­гидро­мет приш­ло рас­поря­же­ние – под­гото­вить план ути­ли­за­ции судна «Миха­ил Сомов»

19 августа Общество

Аркти­чес­кий Алек­сандр Матросов

18 августа Общество

Ста­рей­ший дизель-элект­ро­ход Рос­сийско­го науч­ного флота «Ака­де­мик Мстис­лав Кел­дыш» при­был в Архан­гельск

16 августа Общество

Яхта «Апос­тол Андрей», искав­шая следы экспе­ди­ции Вла­ди­ми­ра Руса­нова, вер­нулась в Архан­гельск

7 августа Общество

Задачу мира четы­рёх веков решили россияне

5 августа Общество

Топ­ливо из Архан­гель­ска везут даже на Чукотку

18 июля Общество

Турис­тич­ес­кий сезон на Солов­ках в разгаре

8 июля Общество

Аркти­чес­кий пла­ву­чий уни­вер­си­тет отпра­вил­ся из Архан­гель­ска в оче­ред­ную экспе­ди­цию

8 июля Общество

Выпуск­ни­ки Архан­гель­ского море­ход­ного учи­лища наме­рены вер­нуть шхуну «Запад»

27 июня Общество

Глав­ные стро­ите­ли «Сев­маша»: Обо­рон­ную мощь стра­ны кова­ли заключ­ен­ные

26 июня Общество

Леген­дарные «Солов­ки»: Гибель и воз­рожде­ние зна­ме­ни­той яхты