23.07.2018 15:01

Высшее гуманитарное образование в эпоху высоких технологий

Александр Тамицкий. Фото narfu.ru.

О вызовах для высшего гуманитарного образования и его перспективах рассказывает директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Александр Тамицкий.

- Александр Михайлович, с какими вызовами сталкивается гуманитарное образование в современных условиях?

- Основными вызовами перед университетским образованием и гуманитарным, в частности, являются возрастающий запрос общества на индивидуализацию и непрерывность образования, широкое распространение информационных образовательных технологи. Активизация международного сотрудничества, применение информационно-коммуникационных технологий в бизнесе, политике или социальной сфере, влекут за собой взаимозависимость государств, народов и культур. В этих условиях актуализируются вопросы особенностей выстраивания межкультурной коммуникации, развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям, стимулирования и мотивации других, управления конфликтами, творческого и критического мышления, эффективных диалоговых отношений. В этой связи образование становится постоянно возрастающим фактором интеграции личности в культурную среду, успешность которой будет минимальной без овладения гуманитарным знанием и развития образовательной среды на диалоговой основе.

- Какие направления подготовки являются самыми популярными среди абитуриентов и востребованы ли на рынке труда выпускники-гуманитарии?

- По заявлению минобрнауки России самыми востребованными среди абитуриентов в прошлом году стали образовательные программы по экономике, политическим и международным отношениям, а также направлениям, связанным с работой в СМИ. В текущую приёмную кампанию в САФУ наблюдается традиционный высокий спрос, помимо указанных, в целом по стране на образовательные программы подготовки юристов, управленцев, лингвистов и историков.

Несмотря на возрастающую потребность в квалифицированных инженерах и IT-специалистах, популярность гуманитариев не снижается. В той же технологической мекке современного мира - Кремниевой долине - лишь треть специалистов имеют техническое образование. Или, к примеру, один из основателей компании Apple Стив Джобс, читавший Шекспира, признавал, что одних технологий мало, необходим альянс с искусством и гуманитарными знаниями, что и «заставляет наши сердца петь». При этом даже сами руководители крупнейших компаний в области IT имеют гуманитарное образование, например, генеральный директор YouTube Сьюзан Войжитцки имеет диплом историка, а основатель компании Alibaba, работающей в сфере интернет-коммерции, Джек Ма по специальности является учителем английского. Также директор Архангельского целлюлозно-бумажного комбината Дмитрий Игоревич Зылёв, выпускник САФУ, своё первое высшее образование получил на факультете иностранных языков ПГУ.

В целом, гуманитарное образование по своей сущности позволяет развивать гибкость мышления, сопереживать, осуществлять поиск и анализ новой информации, постоянно учиться. Всё вышеперечисленное является слагаемыми для успешной профессиональной и личностной самореализации, так как соответствует ожиданиям общества и экономики.

- Александр Михайлович, вы сказали о том, что данная область знания сегодня является популярной и распространенной в российских и зарубежных университетах и исследовательских центрах. Можете ли вы привести примеры развития данной области в САФУ или высшей школе?

- Сегодня насчитывается порядка 400 крупнейших мировых центров и лабораторий цифровой гуманитаристики с самой разной тематической направленностью, которые возникли за последние 20 лет. И в САФУ осуществляется подготовка студентов в этой области и проводятся исследования. В рамках бакалавриата, например, реализуется программа «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», в текущем году мы осуществили первый выпуск бакалавров. Их профессиональная деятельность может быть связана с индустрией интерактивных коммуникаций, реализацией и разработкой медиа- и арт-проектов, веб-дизайном и разработкой проектов на границе науки и искусства. Это достаточно молодое направление образовательной деятельности в университете, но студенты принимают активное участие в проектах, реализуемых на площадках учреждений культуры и образования Архангельской области - это создание и мультимедийное сопровождение культурных и образовательных проектов, оцифровка культурного, научного наследия Поморья и создание баз данных, поиск алгоритмов работы с данными базами, создание интеллектуальных ресурсов по виртуализации северных территорий и другое.

Научные исследования междисциплинарного порядка достаточно широко представлены коллективами и творческими группами САФУ. Одним из интересных проектов стала реконструкция Михайло-Архангельского монастыря, объединившая историков, археологов, архитекторов, геоэкологов. Для реконструкции облика монастыря в различные хронологические периоды проведено сопоставление письменных, иллюстративных, картографических и геофизических данных с использованием ГИС-технологий. На основании совокупности собранных данных подготовлена 3D-реконструкция монастыря. Полученные научные результаты позволили сформулировать поэтапный план дальнейших археологических исследований территории и перспективы сохранения этого объекта культурного наследия, значимого для истории страны и региона.

Авторитетная профессура - сильные студенты

- Существующие вызовы развития образования во многом диктуют другие подходы в обучении, новую миссию университета и обеспечение привлекательности для абитуриентов, что, вероятно, требует преподавателя новой формации. Предъявляются ли новые требования к преподавателям университета?

- Признаком успешного университета являются сильные студенты. Как правило, они есть там, где имеется авторитетный профессорский состав. Сейчас в университет приходит учиться на первый курс бакалавриата поколение, родившееся в 2000-2001 годах, или поколение Z. Мы сейчас с вами обсуждаем новые тенденции глобального порядка, а это, внимание, первое поколение, родившееся в век интернетизации, цифровизации, постмодерна и «хайпа». Мы можем их критиковать, ругать, удивляться им, но это поколение ищет интересные моменты жизни, оно прагматично. Оно постигает знания, которые имеют явно прикладной характер и позволяют адаптироваться к рынку труда, не стремится накапливать сведения, не склонно осваивать большие и сложные тексты, характеризуется низкой привязанностью к коллективам и месту работы, частым отсутствием авторитетов, это индивидуалы.

С новым поколением ещё надо учиться работать, и от преподавателя во многом будет зависеть успех университетского образования. От преподавателя современного университета в образовательной деятельности помимо владения содержанием дисциплины, мотивирования студентов, объективного педагогического оценивания и рефлексии ожидается и применение интерактивных технологий организации образовательного процесса, создание преподавателем условий, когда студент сам будет открывать, приобретать и генерировать знание. Преподаватель университета обязательно включён в научно-исследовательскую деятельность, выраженную в публикационной активности и представлении результатов собственных исследований на научных мероприятиях разного уровня и в образовательном процессе. У студентов должна быть возможность прикоснуться к новому знанию уже в стенах университета, критически его оценить, осмыслить и применить.

Современный преподаватель нацелен на обучение на протяжении всей жизни - ему присуща профессиональная мобильность, активное участие в стажировках, повышении квалификации, участие в работе творческих, научных коллективов, объединяющих разные российские и зарубежные вузы и научные центры. В дополнение преподаватель обладает компетенциями в разрешении конфликтных ситуаций, в том числе межкультурного характера, имеет развитые навыки профессиональной и межличностной коммуникации, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. В заключение подчеркну, что преподаватель современного университета является носителем духовно-нравственных ценностей и примером нравственности для студентов.

- К вопросу о требованиях к преподавателю университета. Недавно в социальных сетях обсуждалась проблема увольнения преподавателя САФУ в связи с достижением возраста. Означает ли это пример реализации кадровой политики университета в связи с новыми веяниями времени?

- Полагаю, речь идет об уважаемом преподавателе Галине Вениаминовне Поляковой, доценте кафедры литературы, много лет работающей в университете, ею подготовлено не одно поколение филологов. В этой ситуации есть два момента, на которые хотел бы обратить внимание.

Первый момент, этический. Распространяемая информация об увольнении преподавателей, достигших определенного возраста, не соответствует действительности. К примеру, на учёном совете ВШСГНиМК в июне нынешнего года поддержали кандидатуру, которая участвовала в конкурсе на должность доцента кафедры. В совокупности были оценены её заслуги в учебной и научной деятельности, активной общественной работе. И это несмотря на возраст уже за 70. В коллективе высшей школы работают преподаватели трёх поколений в возрасте от 25 лет для сохранения преемственности, возможности передачи опыта от старшего поколения к молодому, что имеет особое значение в гуманитарном образовании и исследованиях.

Второй момент - сам конкурс на замещение должности преподавателя. Ежегодно объявляются конкурсы на замещение должностей научно-педагогических работников.

Порядок замещения должностей научно-педагогических работников в вузах единый для всех образовательных учреждений ( приказ минобрнауки России от 23.07.2015 N 749).

Процедура конкурса абсолютно прозрачная, на сайте университета размещена вся необходимая информация, сопутствующая документация. В конкурсе могут участвовать кандидаты не только из САФУ, региона, но из других субъектов Российской Федерации, разных стран мира.

Сегодня у нас уже нередкой является конкурентная ситуация, когда на одну должность претендуют два или три человека, и избираются наиболее квалифицированные преподаватели. В текущем году у ряда преподавателей кафедры литературы завершаются трудовые контракты 31 августа. Исходя из объёмов учебных поручений на следующий учебный год, конкурс был объявлен на 2,5 ставки доцента, и в нем приняли участие четыре преподавателя, которые были поддержаны кафедрой литературы и учёным советом ВШСГНиМК. 

Галина Вениаминовна Полякова не принимала участие в конкурсе, от неё заявления с этим намерением не поступило. Но на кафедре литературы планируется привлечение преподавателя для ведения дисциплин по истории русской литературы и истории русской литературной критики у будущих филологов в следующем учебном году на условиях соглашения. Такое предложение с Галиной Вениаминовной Поляковой обсуждалось, она дала согласие.

- В заключение, какова миссия выпускника-гуманитария Северного Арктического федерального университета?

- Миссия выпускника-гуманитария состоит не только в отстаивании приоритета общечеловеческих ценностей, идеалов гуманизма и нравственности, но и сохранении, трансляции и приумножении историко-культурного наследия России и Арктики. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Юлия КИСЕЛЁВА