31.07.2020 14:48

Яхта «Сибирь», участвовавшая в 200-летии открытия русскими Антарктиды, зашла в Архангельск

Экипаж яхты «Сибирь» в полном составе. Фото автора.

Она пришвартовалась возле соломбальского причала  для ремонта.

Впервые увидел эту яхту довольно давно в проливе Вилькицкого. В августе 2000 года на экспедиционном судне «Михаил Сомов» выполняли научный рейс из Архангельска в Тикси. На борту находилась группа ученых из академии наук, которые работали по программе с названием «Севморпуть-2000». Тяжелый восьмибальный лед – обычное явление для центральной Арктики - окружал нас со всех сторон; шли с трудом, скорость не больше шести узлов. И совершенно неожиданно впереди на горизонте обнаружили две мачты. Попытка вызвать на связь по радио увенчалась успехом - яхта «Сибирь» следовала из Омска… в кругосветное плавание.

Есть в Заполярье неписаное правило: можешь помочь – помоги! Капитан нашего судна принял решение, пройти ближе к яхте, проложить канал в сплоченном льду. «Сибирь» шла за нами миль пять-семь, а затем сообщила: «К ним направляется атомоход «Россия». Наша помощь больше не нужна». С тем и попрощались.

Ровно через 20 лет смог не только снова увидеть яхту, но и побывать на ее борту. Неделю назад «Сибирь» встала у причала яхтклуба «Норд» в Соломбале. Капитан яхты "Сибирь" Сергей ЩербаковБессменный капитан парусника Сергей Щербаков вспомнил про тот давний случай.

– Это было одно из первых плаваний по Северному морскому пути судов под парусами. Построенная совсем недавно, в 1997 году, яхта хорошо показала себя на переходе из Омска через западный сектор Арктики и Скандинавию до Балтики. Поэтому решили, что Северное кругосветное путешествие нам будет  по силам. В его начале, длившегося больше года, встретили научное судно «Михаил Сомов». Благополучно прошли по трассе Севморпути до мыса Дежнева, дошли до Аляски. Затем путешествовали вдоль Американского континента, посетив несколько портов. Пересекли Атлантику, побывали в нескольких городах Европы. Вернулись к российским берегам только летом 2001 года.

Замечу, в морях-океанах встречали многие суда – ледоколы, грузовые транспорты, пассажирские лайнеры, военные корабли, и всегда первым вопросом у моряков был: «Нужна ли какая-то помощь?».

– За минувшие годы яхтой пройдено много миль. Приходилось бывать в Архангельске?

– Приходилось всего однажды в 2003 году. Остановку для пополнения запасов мы делали в Архангельске на пути в Средиземное море, где приняли участие в регате «Олимпийская Одиссея». Тон недолгой стоянки в вашем городе задал первый из прибывших на «Сибирь» архангелогородцев – лоцман Ким Ильич Кишунов. Всю проводку от острова Мудьюг до морского вокзала он развлекал нас поморскими прибаутками и рассказами. Разумеется, при этом безукоризненно выполнял прямые обязанности. На причале нас встречали представители городских властей, организовали ознакомительную экскурсию по историческим местам первого порта России.

Экипаж ледокола «Капитан Чадаев» принял эстафету гостеприимства: подготовили судовую сауну и праздничный ужин. Тогда же узнали, что в недалеком будущем все яхты, прибывающие в Архангельск, будут швартоваться в гавани возле музея Северного мореплавания. Реконструкция причалов Красной пристани в то время шла полным ходом. Добавлю, что за двое суток поток посетителей на яхту не прекращался ни утром, ни днем, ни вечером.

– В средствах информации упоминалось, что яхта «Сибирь» – участник торжеств, связанных с 200-летием открытия Антарктиды.

Старт парусной экспедиции, посвященной 200-летию открытия русскими мореплавателями Антарктиды, был дан в июле 2019 года в Омске. Миновав Карское, Баренцево и Белое моря, пройдя Беломоро-Балтийский канал, сделали остановку в Санкт-Петербурге. И уже в сентябре последовали в заграничном плавании, делая остановки у берегов Финляндии, Швеции, Дании, других европейских стран. Новый 2020 год встретили в Рио-де-Жанейро.

В середине февраля в Аргентинском порту Ушуайя приняли участие в международном фестивале в честь открытия Антарктиды и сразу после парада отправились к полярной станции Белинсгаузена. Российским полярникам были вручены подарки от жителей разных городов Сибири, Заполярья, Центральной России – задание, ради которого яхта преодолела 15 тысяч миль, было выполнено.

Мы уже готовились к длительному и не менее трудному переходу от Антарктиды вдоль западного побережья обеих Америк к Камчатке. Однако поломка гребного вала спутала наши планы. Неисправность могла иметь серьезные последствия вплоть до потери яхты. Долгие переговоры на уровне министерств привели к тому, что «Сибирь» погрузили на палубу судна-снабженца «Академик Трешников». Желание дойти до ближайшего порта, где был возможен ремонт, и спустить яхту на воду оказалось не выполнимым – из-за растущей угрозы пандемии были закрыты для приема судов все порты мира. Так на борту «Академика Трешникова» мы добрались до Балтики.

После поддерживающего ремонта отправились уже по привычному маршруту – Санкт-Петербург, Ладожское и Онежское озера, Беломоро-Балтийский канал. Надо сказать, что заход к вам, в устье Северной Двины, изначально мы не планировали. Однако завод-изготовитель выполнил заказ и по согласованию с нами отправил новый гребной вал в Архангельск. Изменить маршрут мы были готовы еще и потому, что здесь оставалась на зимовку омская яхта «Жемчужина». Мы решили, что домой отправимся вместе.

– Какое впечатление у вашей команды от нынешнего Архангельска?

– Зашли в порт 25 июля. Служба регулирования движения судов, получив от нас приходную информацию, подробно проконсультировала о следовании в акватории порта. На этот раз нам лоцман не потребовался. Руководство яхтклуба «Норд» предоставило причал рядом с яхтой «Жемчужина», встретились после долгой разлуки с земляками. Соломбала, конечно, не центр города, но для ремонтных работ лучше места найти трудно. А коллеги-яхтсмены сделали все, чтобы проблемы, с которыми мы сталкиваемся, оперативно решались. В моей команде давно бытует мнение, что чем дальше на Север, тем народ добрее и отзывчивее. Отдыхать, посещать какие-то памятные места не получилось – все время потратили на подготовку к рейсу. Надеемся, что это не последний наш визит к вам.

С готовностью приняли предложение об участии в экспедиции в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Организаторами поручено нашим двум яхтам возложить венки в местах гибели советских судов и кораблей в Белом, Баренцевом и Карском морях. Координаты уже нанесены на наших путевых картах. СКР-27 (экипаж – 61 человек) потоплен германской подводной лодкой в горле Белого моря. У мыса Терско-Орловский на выходе из Белого моря подорвался на мине СКР-11 (экипаж 42 человека). Тральщик-889 (экипаж 43) торпедирован германской подводной лодкой у островов Острые Лудки человека. Тральщик-911 на переходе от острова Колгуев на Новую Землю был торпедирован, из 42 человек погибли 28. Тральщик-904 (экипаж 43 человека) подорвался на мине в Печорской губе.

Торжества по поводу начала, или точнее, продолжения рейса пройдут завтра, 1 августа, в полдень. Отход – от причала яхтклуба «Норд». 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анатолий МАКАРЕНКОВ