В предновогодние дни архангельские туроператоры, занимающиеся, что называется, въездным туризмом, радостно потирали руки. Становилось очевидно, что в условиях девальвации рубля и в ожидании экономического кризиса многие россияне откажутся от новогодних поездок за границу и попробуют отдохнуть на Русском Севере. Сбылись ли надежды северных бизнесменов?
Руководитель туркомпании «Ветер Перемен» Александр Седаков рассказал, что, как и ожидалось, его компания приняла в новогодние праздники на 50 – 70 процентов больше туристов, чем в прошлом году. При этом нельзя сказать, что на столько же увеличились доходы. Стали дороже гостиницы, транспортные услуги, и, что особенно неприятно, внезапно подняли цену музеи.
– Когда мы формируем пакетные туры, мы регулярно запрашиваем у музеев стоимость посещения, чтобы учитывать ценовую динамику, – рассказывает Александр. – Когда 30 декабря «Малые Корелы» поставили нас перед фактом, что у них со 2 января повышаются цены, это было для нас шоком. Мы им слали заявки на обслуживание туристов начиная еще с октября. Что, они не знали, что будут повышать цену? А посещения музея «Малые Корелы» в 99 процентах случаев входит в турпакет для иногородних туристов. Мы должны за год, за полгода знать их цены! Седаков рассказал, что основной приток туристов его компании дают организованные группы. Это могут быть группы школьников, студентов, группы, самостоятельно собравшиеся для поездки, или группы, собранные другими турфирмами.
Радик Аднобаев из каргопольского турбюро «Лаче» считает относительно удачный зимний сезон 2015 года «сладкой пилюлей перед голодным годом». В самом деле, по его оценкам, количество туристов и организованных групп, воспользовавшихся услугами его компании в зимние каникулы, было процентов на 40 больше, чем в аналогичный период прошлого года. По словам Радика, примерно такие же показатели и у его коллег из Карелии.
– Увеличение количества туристов у нас произошло на пиках сезона – летом и зимой, – говорит Радик Аднобаев, – но у нас идет провал в межсезонье. Его никто особенно не считает, потому что все ориентированы на пики. Но для ряда туроператоров, особенно местных, в маленьких городах, важно межсезонье. Пики сезонов никогда не давали им такой прибыли, чтобы жить спокойно до следующего пика. Мы во многом живем тем, что здесь, на месте, обслуживаем различных «индивидуалов». Это обычно туристы, экскурсанты, которые самостоятельно приезжают в межсезонье.
В межсезонье у нас «провалились» не только детские школьные группы, – продолжает Радик. – У нас «провалились» состоятельные туристы, которые увлекаются фотографией, специалисты... Я думаю, это связано с экономическим кризисом. Он пришел, здравствуйте. В кризис люди в первую очередь сокращают расходы на отдых и развлечения. У меня друг занимается в Москве консалтингом, переговоры ведет в дорогих ресторанах. Так вот он говорит, что рестораны эти пустые. Совсем пустые. Их бывшие богатые клиенты закупаются в «Ашане» и готовят еду дома.
Аднобаев считает, что нынешний зимний сезон проваливается. Люди перестали покупать выгодные для компании дорогие туры. Не продаются лыжные туры и только что введенные снегоходные туры. Компания потихоньку вступает в межсезонье, и кроме школьных и студенческих групп, которые мало-мало, но ездят, больше никого нет.
– Я с большим опасением, в отличие от многих коллег, смотрю на летний сезон: несмотря на запрет на выезд за границу для многих категорий граждан, сила кризиса может оказаться больше, чем искусственные меры по поддержке внутреннего туризма, – считает Аднобаев. – С одной стороны, люди действительно не поедут за рубеж, поедут в Россию, но при кризисе количество клиентов туроператоров сократится. То есть человек не поедет в тур, а поедет к себе на дачу. Другой, более продвинутый человек, который должен вывезти семью на отдых, так и сделает, но он погрузит в свою машину запас продовольствия, палатку и будет путешествовать автономно. Но он не покупает тур.
Радик уверен, что автомобильный туризм будет расти как самый экономичный вид отдыха. Таким туристам его компания может помочь с размещением в Каргопольском районе и предлагает услуги гида, который сядет в машину к туристам, покажет дорогу, проведет экскурсию...
– Что показал прошлый кризис 2009–2010 годов? – горячится Аднобаев. – Когда наш рубль катится вниз, мы должны хлопать в ладоши и приглашать иностранцев и наших богатых людей, чтобы они тратили свои деньги при наших низких ценах. Но нет! Не успевает рубль понизиться, мы уже поднимаем цены к потолку и делаем их неконкурентоспособными. Мы не можем пожить, немножечко затянув пояс, порадоваться жизни, что рубль упал и можно задешево пригласить туристов. Мы сразу поднимаем цены. Наш Каргопольский музей – впереди планеты всей, увеличил экскурсионную часть платы на 66 процентов, сообщив нам за три дня.
«Малые Корелы» на 50 процентов со 2 января повысили, предупредив за три-четыре дня всех операторов. Соловецкий музей увеличил цену, известив всех меньше чем за неделю. Это государственные, бюджетные организации, у них нет долларовых поставщиков! Почему они поднимают цены? Вслед за ними поднимет цены и бизнес...