В Архангельском театре кукол премьера по рассказам для детей Михаила Зощенко

В основу спектакля легли и автобиографические рассказы автора в том числе и из дореволюционного детства
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха

Спектакль поставила актриса и режиссёр театра Нина Туманова по семи рассказам Зощенко, в том числе и из школьной программы для младших классов — автобиографических про Миньку и Лёлю, брата и сестру, которые попадали в разные житейские ситуации. Минька — это и есть сам писатель Михаил Зощенко в детстве.

Но не только. Например, «Умная Тамара» и «Ну, теперь спите» — рассказы без этих персонажей.

Название спектакля, конечно, ироническое: «образцовых» детей в понимании взрослых и не бывает, и не должно быть.

Обычно в основе постановки лежит пьеса. Здесь режиссёр взяла рассказы и связала в единый сюжет с помощью «дорожной истории». Писатель едет в Симферополь к сестре Лёле и в пути печатает на машинке свои рассказы по воспоминаниям из детства. Жанр спектакля так и определён — дорожный дневник. Над сценарием «дневника» работала постоянный автор Нины Тумановой — актриса театра кукол Валентина Родькина.

«Путешествие» получилось насыщенным, эксцентричным и «густонаселённым» куклами. Актёры тоже выходят на первый план, они не скрыты от зрителя. И каждому досталось по несколько ролей. В спектакле занята команда молодых актёров — Илья Батурин, Светлана Леткова, Полина Гапоненко, Полина Банникова, Алексей Тетенов.

– Зощенко умел писать особенным языком — языком ребёнка, — говорит режиссёр Нина Туманова. — Простым и живым. Мне самой нравятся рассказы Зощенко — и для детей, и для взрослых. Хочется поставить спектакль и для взрослого зрителя тоже.

Да, знаю, в школьной программе есть рассказы про Лёлю и Миньку, тут хотелось бы быть полезными детям в изучении литературы, но всё же театр — это не только развлекательное место, на него возложена и воспитательная функция. Мы создаём некую модель жизни, по которой ребёнок учится.

А в спектакле мы специально взяли некоторые рассказы из дореволюционного детства, когда у детей не было гаджетов, а слово папы было законом для исполнения. Тут хотелось бы поучиться тому, как родители воспитывали детей — не только разрешали буквально всё, например, как сейчас, но в чём‑то ограничивали и наказывали, когда нужно (только не ремнём). Папины слова писатель помнил всю жизнь, и как он сам написал: «Может, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений и был до некоторой степени счастливым», — заключила Нина Валентиновна.

Кажется, в спектакле взят верный тон — ощущение ребёнком абсурдности взрослого мира. Именно так и у писателя: взрослые какие‑то эксцентричные, странные, с точки зрения маленького человека. Они не всегда правы — бабушка, например, не скрывает, что любит внука Миню больше, чем внучку Лёлю. Хорошо, что мудрый папа «разрулил» ситуацию и все помирились (рассказ «Бабушкин подарок»).

Даже странно, что писатель не забыл свои детские переживания и с помощью позитивных эмоций предлагает ребёнку учиться доброте: и это после военных ранений и отравления в результате газовой атаки немцев на фронте Первой мировой войны и последующих гонений автора со стороны власти и коллег по писательскому цеху.

Музыку к спектаклю написал Александр Яничек, завмуз Архангельского театра кукол, художник-постановщик — Захар Давыдов, лауреат национальной премии «Золотая маска».

Спектакль «Образцовый ребёнок» довольно продолжительный — он идёт час двадцать без антракта. Как считает режиссёр, новый спектакль подходит, скорее, для семейного просмотра, для родителей с детьми. Дети приглашаются от восьми лет, необязательно «образцовые».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА