Воспитание с пониманием: Как вселить уверенность в ребёнка?

В чём опасность «иллюзии победителя»? И как быть, если подросток «не чувствует времени»? — расскажет психолог
Фото: фотобанк Лорри

На вопросы читателей рубрики «Воспитание с пониманием» отвечает Анастасия Бученкова, психолог АНО поддержки инициатив в области семьи, материнства, отцовства и детства «Новый взгляд».

«Иллюзия победителя»

— Сыну восемь лет. Недавно мой брат научил его играть в шахматы. Дело хорошее, тем более что сын этого очень хотел. Когда в гости к нам пришла бабушка, то сын решил показать ей, как умеет играть. Бабушка согласилась «посражаться». И, конечно, он проиграл… Что тут началось! Я не ожидала такой реакции — ревел и орал! Раскидал все фигуры. Бабушка, чтобы его успокоить, проиграла следующую партию. Сразу настроение поднялось! Но ведь это же обман… А бабушка ему потакает — всё время теперь «проигрывает». Понимаю, что ненормальная ситуация. Но не знаю, как из неё выйти, чтобы и сына не травмировать, и обман прекратить.

Елена, Архангельск

— Замечательно, что есть интерес к шахматам, что ребёнок стремится развиваться и побеждать, — говорит Анастасия Бученкова. — Но жизнь не состоит из одних побед. Надо уметь и проигрывать. И научить этому ребёнка тоже важно.

В восемь лет эмоционально-волевая сфера ещё неустойчивая. И бурное проявление эмоций, с которыми ребёнок сталкивается, вполне естественно. Задача родителей — помочь эмоции осознавать: «Что ты сейчас почувствовал? Что конкретно тебя так расстроило?» И помочь взглянуть на игру, на проигрыш как на возможность совершенствовать свой личный уровень — на возможность расти.

Объясните, что проигрывать, ошибаться — нормально. Мы каждый день совершаем какие‑то ошибки. Вопрос лишь в том — как мы к этому относимся. Анализируем, делаем выводы и идём вперёд? Или «замираем» — перестаём браться за новые дела, чтобы ошибок избежать? Ограничиваем себя в действиях, начинаем сравнивать себя с другими? В последних случаях могут появиться зависть, самобичевание, развиться низкая самооценка: «Я всё равно не справлюсь…»

Уметь проигрывать — это уметь извлекать уроки из опыта, повышая шанс на успех в дальнейшем. И в данной ситуации важно, чтобы мама с бабушкой договорились между собой — действовали сообща.

Если постоянно поддаваться, создавая у ребёнка «иллюзию победителя», то поражение, когда иллюзия лопнет, а это рано или поздно произойдёт, будет восприниматься намного тяжелее.

Научите ребёнка не отчаиваться, а пробовать свои силы — вселите уверенность! Разберите на доступных примерах, как вести себя в ситуации проигрыша. Сформируйте стратегию, чтобы ребёнок мог применять её и в дальнейшем, будь то командная игра, спортивные соревнования, участие в конкурсах. Поддержите сына, но сделайте это правильно — без «поддавков».

«Дорога ложка к обеду…»

— Дочке скоро одиннадцать лет. У неё появилось любимое выражение: «Через пять минут». Вначале я не обращала на это внимания, но слишком часто она стала его произносить. Зову помочь с уборкой, отвечает: «Через пять минут». Прошу сходить в магазин — такая же песенка. Пять минут, кстати, никогда не выдерживаются. Это очень напрягает и начинает раздражать. Пробовала ей говорить, что меня такие ответы не устраивают. Что важна точность и «дорога ложка к обеду». Но она или забывает, или специально так делает, чтобы меня позлить — продолжает гнуть свою линию. Как быть?

Анна, Архангельск

— Пять минут в данном случае — это, скорее, вопрос границ. Важно проанализировать, откуда эти «пять минут» пришли в семью? Дочка так реагирует на спонтанные просьбы или пытается избежать выполнения обязанностей, которые были оговорены заранее?

Если речь именно про договорённости, то необходимо спокойно напомнить об этом ребёнку. Выясните, почему дочке сложно их соблюдать. Понимает ли она последствия нарушения своих обещаний? Открыто и спокойно обсудите ситуацию, говоря при этом и о своих чувствах.

Другая ситуация, если вы заранее не договаривались о помощи и просите дочку о чём‑то, когда она очень занята. Например, с упоением читает интересную книгу, рисует — погружена с головой. И тут мама заглядывает в комнату: «Сходи быстренько в магазин!» Дочка, действительно, может бросить машинально: «Через пять минут!» Это означает её согласие, но не означает, что внутренние часы включились в работу моментально.

Тем более что навык чувствовать время в одиннадцать лет ещё только формируется. А в ситуации, когда ребёнок увлечён, он реально не замечает, как время летит. И определить продолжительность пяти минут не способен физически.

Как быть? Можно попробовать такой вариант: «Я вижу, что ты сейчас очень увлечена. Может, тебе понадобится чуть больше времени, чем пять минут, чтобы выполнить мою просьбу? Возможно, десять или пятнадцать? Давай заведём таймер на телефоне, чтобы проще было ориентироваться?» Это, во‑первых, заострит внимание подростка на вашей просьбе, а, во‑вторых, даст возможность ребёнку осознать собственный ответ, сделать выбор — договориться.

«Наверное, это я делаю что‑то не так…»

— Дочка в первом классе. Стараемся постоянно её подхваливать, но она всё равно слишком волнуется из‑за школы. Боится, что у неё «не получится так, как надо», как требует учительница на уроке. Из-за этой тревожности мы уже сами все тревожные стали. С учительницей не знаю, как на эту тему говорить. Боюсь, что станет только хуже… Педагог с большим стажем. На собрании она сразу всем объявила, что «дисциплина — прежде всего», что она будет требовать от детей «полной отдачи».

Как вселить уверенность в ребёнка? Как побороть страхи и тревожность?

Татьяна, Приморский район

— Когда говорят о первоклассниках, то очень часто прослеживается линия: «Вчера, когда ребёнок ходил в садик, то был ещё маленький. А сегодня пошёл в школу — стал большой».

Но научиться всему и сразу невозможно. Завышенные ожидания — дорога к стрессу. Адаптация к школе — путь длительный. И очень важно на этом пути поддерживать своего ребёнка. Первоклассник должен чувствовать, что родители в любой ситуации на его стороне, что он имеет право ошибаться. Делать ошибки — нормально и, если что‑то «не получится так, как надо», — его не станут высмеивать, ругать.

Если вас беспокоит повышенная тревожность ребёнка, не стоит бояться поговорить об этом с учителем. Чтобы побороть страх, надо найти причину. Начальная школа предполагает тесную связь между педагогом и родителем. Учитель видит ребёнка в течение дня, на всех уроках. И может отметить как успехи, так и подсказать моменты, на которые надо обратить внимание, чтобы вовремя их скорректировать. Конструктивный диалог поможет выстроить линию сопровождения ребёнка.

Не бойтесь задавать педагогу вопросы. Проясните для себя, как происходит процесс обучения. Что подразумевается под требованием «дисциплина — прежде всего»? В чём заключается «полная отдача»? Когда мы озвучиваем то, что нас беспокоит, и проясняем то, что было непонятно, — уменьшается и тревожность. Которой, кстати, можно «заразиться». Переживает мама — ребёнок считывает эмоциональную реакцию и начинает переживать: «Наверное, это я делаю что‑то не так…» Поэтому начинаем с себя — внутренне успокаиваемся. И передаём уверенность ребёнку.

Чаще интересуйтесь тем, что происходит в школе. Но не настраивайте ребёнка своими вопросами на негатив: «Что там опять случилось? Чего Марья Ивановна от тебя хотела? Что ей не понравилось?» Спросите: «Какое настроение было у тебя в школе? Чем ты занималась на переменках? Во что играла? С кем подружилась?» Задавайте вопросы — слушайте ответы.

Режим дня, полноценный сон и, самое главное, положительные эмоции — этого достаточно, чтобы настроиться на успешную адаптацию. И сделать получение знаний более приятным.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ